Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О милосердных, которые кормят голодных, поят жаждущих, одевают нагих и раздают цдаку, написано «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих».»Трактат «Дерех эрец раба», 2

Занимательная математика

09 июля 2015, 04:47

Отложить Отложено

В детстве Аарон любил считать.

- На асфальте сидело 7 птичек. Они клевали крошки от печенья. Это печенье ел маленький мальчик Аарон. Он доел печенье и стал махать руками. 4 птички испугались и улетели. Сколько птичек осталось?

Аарон складывал из рук трубочку-бинокль и смотрел далеко-далеко в самую высоту. Туда улетели пугливые птички. Потом переводил бинокль на асфальт. Там смелые клевали печенье.

- Было семь, - уточнял он и оттопыривал 7 пальцев трубочки-бинокля. – А четыре улетели, - Аарон возвращал биноклю 4 пальца. – Один, два, три, - считал он оттопыренные пальцы, а потом кричал: - Три! Вот, три!

В детстве Аарону было четыре года. У него была веселая математика. Теперь ему шесть с половиной. Когда у Аарона спрашивают, сколько ему лет, он всем отвечает:

- Половина седьмого.

Кому половина седьмого – тот первоклассник. А у первоклассников совсем другая математика. Она называется сложение и вычитание в пределах 20. Никаких тебе птичек. Только десятки и единицы.

- Девять плюс семь равно…

Аарон растопыривает пальцы и начинает пересчет. Когда пальцы кончаются, он зовет Оську. Младший брат любит помогать. Сразу кладет ладошки на стол. Братья делают математику в четыре руки. Только Оська не терпеливый, так и норовит сбежать к железной дороге. Всего каких-то три листа примеров не может выстоять.

Мама у Аарона тоже не терпелива, к тому же у нее постоянно руки заняты.

- Вот тебе ириски. Считай, - сказала она.

Аарону такое предложение очень понравилось. Только ириски быстро закончились. Прямо на первом листе примеров на сложение-вычитание в пределах 20. Мама поняла, что ириски были стратегическим промахом и проблему со счетом следует решать по-другому. Быстро и качественно, пока все живы и без нервного тика. Она соорудила Аарону таблицу сложения. По горизонтали числа до 10 и по вертикали те же. В клеточках - готовые ответы. Объяснила, как складывать и как отнимать с помощью таблицы. Аарон почувствовал окрыленность и практически взлетел на математический олимп. Он водил пальцем по таблице и записывал правильные ответы. Счастье Аарона было недолгим.

С работы вернулся папа - сын кандидата математических наук и инженер, человек основательный и очень терпеливый. Он посмотрел на маму, на Аарона, на таблицу - шедевр креатива и находчивости. Папа сразу понял, что навыки устного счета первоклассника в серьезной опасности.
- Ребенок должен считать сам! - нахмурился папа.
- Он и будет сам. По таблице. Несколько раз по таблице, а потом выучит наизусть, да и все, - уверила мама.
- Твоя таблица для тех, кто думать не хочет или не умеет, - сказал папа строгим голосом.
- Что тут думать, если все наизусть знают, что 7+7=14, 8+8=16. Таблицу умножения учат наизусть, пусть первоклассник таблицу сложения выучит.
Папа в ответ хмурился. Он был удручен маминой математической недальновидностью и педагогической близорукостью.
- Аарон должен уметь считать сам, - говорил папа и описывал тонкости классического метода изучения коварного мира единиц и десятков. – Если он в первом классе не научится, потом - все.

- Все, значит. Хорошо. Позанимайся с мальчиком сам.

Мама пошла чай пить, а папа остался с первоклассником. Первым делом он достал коробок спичек.

- Это десяток, Аарон, - папа связал ниткой десять спичек. – А это единицы, - папа вытащил из коробка еще десять спичек. Какой там у тебя пример?

- 20 – 12, - сказал первоклассник.

- Решай.

- Что?

- Бери спички и думай, сколько будет 20 отнять 12?

Аарон сгреб спички в кучу и отодвинул в сторонку. Растопырил пальцы. Посчитал.

- Нужны еще твои пальцы, папа.

Папа спрятал руки в карманы.

- Пальцы только малыши считают. Смотри - у тебя всего двадцать спичек. От них надо отнять двенадцать. Что такое двенадцать?

- Что? – уточнил Аарон.

- Здесь 20 спичек. От них надо отнять двенадцать. Что такое двенадцать? – очень громко повторил папа - потомок кандидата математических наук - и закричал: - Двенадцать – это десять плюс два. Понимаешь?!

- Десять плюс два понимаю, - заверил Аарон.

- 12 - не просто десять плюс два, а 1 десяток и 2 единицы. Тебе нужно от двух десятков спичек отнять один десяток и две единицы.

Аарон, не мигая, смотрел на спички.

- А где в спичках десятки, папа?

- Вот!

Папа ткнул пальцем на связку спичек. Потом сунул ее в карман.

- Я отнял 1 десяток, видел? – спросил он. - Теперь нужно отнять еще 2 единицы. Бери 2 спички.

Аарон взял и посмотрел на папу.

- Ну?! – спросил папа очень громким голосом. – Что осталось?

- У меня две спички.

- А на столе?

Аарон повел пальцем по спичечному ряду.

- Восемь.

- Видишь, как легко. Если от двух десятков отнять один десяток и две единицы останется восемь единиц. Пиши ответ.

- Какой, папа? – захлопал глазами Аарон. 

- Пиши: 20 – 12 = 8. Это у тебя еще 15 примеров? Ты сходи к маме, возьми пока ее таблицу. В следующий раз я тебе снова все объясню.

Теги не заданы