Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Между Адом и Раем в Иерусалиме.

03 июня 2010, 22:58

Отложить Отложено

 Часть первая. 

 

«Встречаемся в Геенне Огненной» или «посетим Геенну Огненную» такие выражения получают в современном  Иерусалиме совсем другую окраску.

 

Геенна Огненная это название самого глубокого и крутого ущелья в районе Иерусалима. Оно начинается от центрального водораздела Страны Израиля, точнее, от улицы Кинг-Джордж в центре города. Огибает стены Старого Иерусалима, пересекает всю Иудейскую Пустыню и выходит к Мёртвому морю.

 

 

 

Скалистые обрывы у подножия Сионской Горы стали местным центром любителей скалолазания. Здания гостиниц, иерусалимской Синематеки и Центра музыки, построенные здесь в последние десятилетия, как будто нависают над крутыми склонами. В Бассейне Султана в глубине ущелья проходят большие музыкальные представления. Старые кладбища и монастыри добавляют ему фольклорную окраску.

 

Однако почему это место имеет столь грозное название? Очевидцами каких событий стали эти склоны? Какой духовный потенциал заключён в этих скалах?

 

Древнее название этого места, упоминающееся в ТаНаХе, это Гэй бен-Ином, дословно ущелье сына Инома. Наверное, так звали владельца наделов в этом месте в древние времена. Издавна это глубокое ущелье служило разделом между разными мирами.

 

 

 

Здесь проходила граница между двумя еврейскими племенами коленом Йеуда к югу и коленом Биньямин к северу:

И вышел жребий колену сынов Йеуды… И восходит граница к Гэй Бен-Инному с южной стороны Йевуса, он же Йерушалаим, и восходит граница к вершине горы, что (к востоку от) Гэй Иннома, (и идет к горе) западнее (Гэй Иннома) и на север от конца долины Рефаим… (Йеошуа 15, смотри т.ж. Йеошуа 18).

 

Здесь же ещё недавно (с 1948 по 1967 года) проходила граница между двумя государствами Израилем и Иорданией.

 

На горе Сион, к югу от ущелья (в древности Западный Холм или Верхний Город) со времён царя Хизкияу располагался город. Недавно были раскопаны стены времён Второго Храма и Византийского периода. А с другой стороны ущелья располагалось кладбище. Входы в древние еврейские склепы, пещеры захоронения времён Первого и Второго Храма виднеются здесь и до сих пор. Итак, Гэй бен-Ином был границей между городом и некрополем, между живыми и умершими, между святостью и нечистотой.

 

 

 

Со всех сторон город окружён горами, как сказано в Псалмах Давида «Иерусалим, горы вокруг тебя …» (125 Псалом). Это географическое описание. Археологическое описание образно скажет   Иерусалим, могилы вокруг тебя. Ведь еврейский народ не хоронит внутри стен города. Древние кладбища находились по ту сторону ущелий (Гэй бен-Ином и Кидрон), окружавших Иерусалим. 

 

Печальную славу наше ущелье приобрело благодаря ужасным событиям, происходившем в нём во времена Первого Храма. Именно здесь, у подножия Иерусалима, находился центр самого ярого идолопоклонства, антипод Храма В-севышнего. Здесь 2800 лет назад местные жители приносили своих детей в жертву Молеху, амонейскому идолу, из популярных представителей пантеона Древнего Востока. Дилемма, которая стояла перед евреями того времени, была кто мы? Мы потомки Авраама, Ицхака и Яакова, заключившие союз со В-вышним на горе Синай? Или мы часть мировой культуры того или иного времени? 

 

Против этого культа предостерегает Тора в Книге Святости, Книге Ваикра:

 

И говорил Господь Моше так:  И сынам Исраэля скажи: Всякий из сынов Исраэля и из пришельцев, проживающих в Исраэле, кто даст от потомства своего Молеху, смерти предан будет; народ земли побьет его камнями. И Я обращу лицо Мое против того человека, и искореню его из среды народа его, ибо от своего потомства дал он Молеху, чтобы осквернять Святыню Мою и хулить Имя святое Мое.  А если отведут они, народ земли, глаза свои от того человека, когда он даст от своего потомства Молеху, так чтобы не умертвить его;  То обращу Я лицо Мое против того человека и против его семейства и искореню его и всех блудно следующих за ним, чтобы следовать блудно за Молехом, из среды их народа.   И освятите себя, и будьте святы; ибо Я Господь, Б-г ваш. (Ваикра 20, смотри т.ж. Ваикра 18).

 

 

Сюда приходили еврейские пророки, чтобы бороться против идолопоклонства, против проводившегося здесь сжигания детей. Наверно, самое известное пророчество, связанное с этим местом, это слова пророка Йирмеяу, который предвещал разрушение города из-за того, что происходило в Гэй бен-Иноме:

 

 Так сказал Г-сподь: пойди и купи изготовленный горшечником глиняный кувшин и (возьми с собой) нескольких старейшин народа и старейшин священников, И выйди в Гэй Бен-Инном, что у входа в ворота Харсит, и провозгласи там те слова, которые скажу тебе. –И скажешь: слушайте слово Г-сподне, цари Йеудейские и жители Йерушалаима! Так сказал Г-сподь Ц-ваот, Б-г Йисраэйлев: вот, наведу Я на место это (такое) бедствие, что у каждого услышавшего о нем зазвенит в ушах; За то, что оставили они Меня и сделали чуждым (Мне) место это и возжигали там курения иным Богам, которых не знали ни они, ни отцы их и ни цари Йеудейские, и (за то, что) наполнили место это кровью невинных. И настроили они жертвенных возвышений Баалу, чтобы сжигать в огне сыновей своих во всесожжение Баалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на ум Мне не приходило,

За это, вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда место это не будет больше называться Атофэт и Гэй-Бен-Инном, а Гэй Аарэйга (Долиной убиения). И сведу на нет совет Йеудеи и Йерушалаима на этом месте, и сражу их мечом пред врагами их и рукою ищущих души их, а трупы их отдам в пищу птицам небесным и зверям земным. … И разбей кувшин на глазах у тех людей, которые придут с тобою. И скажешь им: так сказал Г-сподь Ц-ваот: так разобью Я народ этот и город этот, как разбивают сосуд горшечника, который уже нельзя сделать целым, и будут они хоронить в Тофэте из-за нехватки места для погребения. Так сделаю Я с местом этим, – сказал Г-сподь, – и с жителями его, чтобы город этот стал подобен Тофэту. …  (Йирмеяу 19).

 

Благодаря тем событиям именем ущелья Гэй бен-Ином был назван Ад Геином. Отсюда уже происходит русское название Геенна Огненная. Итак, Ад принимает в Иерусалиме не только отвлечённое - духовное значение, но и физическое - географическое понятие. Но тогда поднимается вопрос – а где же Рай? Об этом, с помощью В-евышнего, поговорим в следующий раз.

 

Ближайшие экскурсии:

 

Первые еврейские кварталы за стенами Старого Иерусалима.  10 июня, четверг.

 В программе: 

Мишкенот Шаананим, Ямин Моше, Махане Исраэль, Нахалат Шива. Бейт Давид.

 Начало в 18:30 у Мельницы Монтифьёри. Конец в 21:30 у пешеходной улицы Бен Йеуда.  Экскурсия пешая.

Цена: 50 шек. Дети до 14 лет – 30 шек.

 

По местам Древних боёв в Долинах (Низменности) Иудеи.   18 июня, пятница

В программе:

Бейт Шемеш – странствия Скрижалей Завета, Азека – сражение Давида и Голиафа, Лахиш – ассирийская осада Санхерива.

Негоот – новое еврейское поселение, обзорная площадка.

Встреча в 9:00 у Биньяней а-Ума в Иерусалиме. Возвращение в 15:00.  Экскурсия автобусная. 

Цена: 130 шек. Дети до 14 лет – 90 шек. (Включая вход в платные места).

Запись по email:  arieparnis@gmail.com  или на сайте http://parnis.co.il

Арье Парнис, 052-466-18-75.

 

 

 

 

Теги: Геена Огненная, Ад, древний Иерусалим