Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева

Усилия напрасные и необходимые (4)

05 ноября 2011, 22:07

Отложить Отложено

По книге раби Менахема Зеева Маора "Иштадлут а-маамин"

 

ЯКОВ И ЕГИПЕТСКИЙ "НАМЕСТНИК"

 

Когда сыновья Якова спустились в Египет, чтобы отыскать еду во время голода в Эрец Кнаан, египетский "наместник" заподозрил их в шпионаже и взял в заложники Шимона, желая взамен видеть Биньямина – младшего из братьев. Яков не согласился отпустить Биньямина, боясь, как бы с ним не случилась беда, но, в конце концов, ему пришлось смириться с опасностью, когда положение стало отчаянным. Чтобы миссия сыновей увенчалась успехом, Яков передал с ними скромные подношения. Это были дополнительные усилия, которые должны были способствовать достижению цели. Помогло ли это? Нет. Напротив, эти дары лишь оживили и растравили раны Йосефа, напомнив ему об оставленной им Стране и обстоятельствах его продажи. Это могло лишь повредить его отношениям с братьями и привести к непредсказуемым результатам. Всё было спасено лишь благодаря ясному раскаянию братьев: "Но мы виновны!..." (Брешит,42,21), а также самопожертвованию Йеуды: ("Пусть же раб твой сидит (в темнице), вместо юноши…"), который исправил этим свою главенствующую роль в продаже Йосефа. Ни подношения, ни другие ухищрения не смогли принести никакой пользы. (Сихот Мусар, раби Хаим Шмулевич,32,11)

 

ПОПЫТКИ СПАСТИ И УНИЧТОЖИТЬ МОШЕ РАБЕЙНУ

 

Моше родился в грозное для евреев время. Над его жизнью нависла реальная опасность. Паро приказал всех младенцев мужского пола бросить в Нил. Йохевед пытается спасти сыну жизнь, спрятав его в камышовой корзине, обмазанной снаружи смолой. К тому же Мирьям, сестра Моше, послана проследить "за тем, что сделается ему…" (Шмот, 1,22)

 

К чему привели эти усилия? Уже через четверть часа (Тосафот, Сота,11) у того места, где был ребёнок оказывается ни кто иная, как дочь Паро – дочь того самого злодея, что приказал утопить младенцев. Ничего не помогло - ни сокрытие в камышах, ни корзина, ни смола, и даже забота сестры, беспомощно глядящей со стороны. Моше прямиком оказывается в самой "пасти льва". Его спасло лишь чудо. Но ведь оно могло приключиться и останься он дома!

Впрочем, Йохевед действовала с известной долей "битахона". Она не стала искать что-либо "крепче и надёжней" камышей, ограничившись слабенькой корзиной. Но что касается самого спасения, она считала, что обязана предпринять некие усилия. И этим достигла результата обратного.

 

Еврейские рабы множатся с неимоверной скоростью, и Паро опасается восстания. Как только его предсказатели предупреждают о рождении "спасителя евреев, для которого опасна вода", Паро немедленно приказывает всех нарождающихся сыновей, включая коренных египтян, бросать в Нил. Все эти усилия Паро, включая опасность ослабить свой статус в глазах собственных поданных, оказались не только напрасны, но и привели к тому, что будущий губитель был выращен под его собственным присмотром в царском дворце.

 

ЦАРЬ ШЛОМО И АНГЕЛ СМЕРТИ

 

Гемара в трактате Сука рассказывает о чернокожих писцах царя Шломо – братьях Алихарафе и Бар Шиша. Однажды перед царём предстал Ангел Смерти – Малах а-Мавет. "Почему ты так уныл?", - спросил его Шломо. – "Мне приказали заняться вот этими двумя чернокожими" - ответил Малах а-Мавет. Чтобы спасти своих слуг, Шломо поручил двум бесам немедленно спрятать их в Лузе, в месте, где не властвует Ангел Смерти. Как только братья-писцы были доставлены в Луз, они тут же умерли. На следующий день Шломо увидел радостного Малаха а-Мавет. "Отчего это ты весел?" – спросил его Шломо. "Да ведь ты послал своих слуг в точности в то место, - отвечал Ангел Смерти, - откуда их души только и могли быть взяты!" Воскликнул тогда Шломо: "Ноги человека ведут его именно туда, где ему и назначено быть!"

Таким образом, попытки Шломо спасти своих слуг не только не помогли – наоборот, они то и привели их к гибели.

Теги: , Переводы, Еврейство