Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В любом случае нет полного искупления без страданий. Об этом сказано: “Я накажу их бичом за преступления их и язвами — за их злодеяния” (Тэилим 89, 33)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 1, 4

ПЛОДЫ ИНЖИРА или почему умирают молодыми

12 ноября 2010, 02:47

Отложить Отложено

 (Хагига,5,1)

 

Раби Йоханан, когда доходил до стиха из книги Йова (15,15): «Даже праведникам своим не поверит, и Небеса не оправдаются в Его глазах…», плакал: «Если своим праведным не поверит – кому поверит?!» Однажды он шёл по дороге и увидел человека, срывающего плоды инжира. Тот брал недозрелые плоды, а спелые – оставлял. Спросил его раби Йоханан: «Разве те, спелые, не лучше?» Отвечал человек: «Я отбираю плоды в дорогу. Эти сохранятся, а те – нет». Сказал (тогда раби Йоханан): в этом и состоит смысл написанного: «Даже праведникам своим не поверит…»

 

Что заставило раби Йоханана вначале плакать, а потом, увидев сборщика инжира, утешиться? Мне кажется, говорит Бнаяу, вначале он думал - Всевышний не вполне доверяет праведникам в том, что богатство и жизненные блага не нарушат цельности их души и поэтому ограничивает материальное благополучие своих любимцев, боясь, как бы оно ни стало для них камнем преткновения.

Увидев же сборщика инжира, раби Йоханан понял, что речь идёт о другом - об извечной борьбе с человека со злым началом. Всевышний «не верит» праведникам, то есть не оставляет их один на один с дурным побуждением, но или убирает праведника из этого мира, туда, где этой войны нет, или же, увидев, что силы того иссякают, ограничивает напор зла.

 

Странно, - спрашивает со своей стороны А-РиФ, - но ведь и после притчи с инжиром остался всё тот же сакраментальный вопрос: «если праведным Своим не поверит – кому тогда поверит?» И ещё: сборщик инжира, оставляя спелые, срывал незрелые плоды и тогда, следуя аллегории, Всевышний должен был бы убирать из этого мира в первую очередь как раз людей не слишком цельных, а праведников оставлять жить долгой и счастливой жизнью.

На деле же мы видим обратное - Всевышний частенько берёт к себе раньше как раз людей богобоязненных, достигших духовных высот, а людей «незрелых», со всеми их недостатками, оставляет в этом мире на долгие годы. Это идёт вразрез с картинкой о сборщике инжира.

 

И даже объяснение РаШИ, - продолжает А-РиФ, - не укладывается в представленную картину. РаШИ объясняет, что слова «Праведным своим не поверит…» свидетельствуют, что Всевышний как бы боится за людей, достигших духовного совершенства, что не удержатся и поддадутся греху, особенно молодые люди, у которых ещё вся жизнь впереди, а значит множество соблазнов и испытаний. Поэтому, иногда праведные юноши умирают прежде, чем собьются с пути.

Но ведь сборщик инжира, отмечает А-РиФ, - как раз спелый инжир и не трогал, а срывал лишь недозрелые плоды. Соответствия, как видим, нет. И ещё, согласно аналогии, представленной в рассказе о сборщике инжира, нет никакой разницы между праведником молодым или старым.

 

Мидраш[1], - добавляет А-РиФ, - также не согласуется со сказанным в Гемаре.

Вот что говорится в Мидраше: «Сказал раби Авау: когда плоды инжира снимают с дерева вовремя – хорошо и плодам и дереву. Но внесезонное обрывание плодов вредит и плодам и дереву, их взрастившему.

 

Раби Хия Рабо с учениками по утрам взяли за правило учиться под инжирным деревом. Вскоре они заметили, что хозяин дерева, поднимаясь спозаранку, успевает к их приходу снять с дерева, созревшие к этому часу, плоды. Раби Хия и его ученики, решив, что он им не доверяет, сменили место учёбы. Однако хозяина инжира это задело. Он подошёл к ним и спросил: «Почему уважаемые мудрецы так со мной поступают? Почему лишают заслуги дать место для изучения Торы? Ответили ему: «Нам показалось, ты боишься, что мы съедим плоды. Иначе, зачем бы ты их обрывал так рано, ещё до восхода солнца».

«Вовсе нет, - вскричал хозяин, - причина - совсем в другом. Если не снять до утра созревшие плоды, под светом солнца они зачервивеют!» Чтобы доказать свои слова, на следующее утро он не стал ничего делать. Солнце взошло и действительно поспевшие плоды дали червоточину.

Воскликнули Мудрецы: «Хозяин дерева знает срок сбора плодов и вовремя их срывает. Так и Создатель знает срок праведников, когда завершается их работа в этом мире, и тогда забирает их к себе. И это не зависит от числа прожитых ими лет, старый или молодой, праведник уходит в назначенный час!»»

 

Мы видим, говорит А-РиФ, что согласно этому рассказу, срок сбора плодов наступает как раз в тот момент, когда они созрели. Если пропустить этот срок, плоды зачервивеют. С другой стороны, нет никакого смысла срывать недозрелые плоды раньше, чем поспеют. В Гемаре же – всё наоборот, сборщик инжира обрывал как раз несозревшие плоды.

Но, на самом деле, говорит А-РиФ, аллегория гемары объясняется вполне приемлемым образом. Раби Йоханан уподобил наш мир Дороге, по которой человеку предстоит пройти, чтобы добраться до входа в Мир Грядущий.

Эта Дорога нужна, прежде всего, тем, кто ещё не достиг совершенства, то есть своего духовного «потолка». Это им предстоит работать над собой, пройти испытания, побороть дурные побуждения, исправить недостатки. А это для среднего человека тяжёлый и долгий труд, на который требуются годы и годы.

Людям же праведным, добившимся совершенства в самом начале пути, нечего делать на этой Дороге, они уже готовы для Мира Грядущего Напротив, пребывание здесь – это мучение для них, ненужные и опасные для души передряги, могущие испортить «зрелый плод».

 

Относительно же слов «праведникам своим не поверит», - не то что бы Всевышний действительно не доверял их праведности, - Он «не хочет» верить в это. То есть, их праведность так Ему дорога, что не желает Он подвергать праведников риску и убирает из этого мира, избавив от лишних испытаний и соблазнов.

 

Эц Йосеф приводит цитированный Мидраш в несколько другом свете. «Спрашивается: чем отличается ранняя кончина юношей от смерти людей пожилых? Разве не сказал раби Авау, что если вовремя собрать плоды с инжирного дерева, благо и дереву и плодам. И, наоборот, от преждевременного сбора плодов страдает и плод, и само дерево.

И это по той простой причине, что несозревший плод никому не нужен и пропадёт зря, а дереву урон, поскольку вся его сила, накопленная, чтобы довести плод до кондиции, окажется лишней и навредит самому дереву».

 

Тело человека, говорит Эц Йосеф можно уподобить дереву, а его душу – плоду. Если разлучить душу и тело до срока, это болезненно для обоих, ибо ни тот, ни другой к этому, как следует, не готовы. Таким образом, нет ничего тяжелее расставания несозревшей души с юным телом.

Но почему же тогда, время от времени праведники умирают такими молодыми? Чтобы объяснить это, Мидраш рассказывает о том, что случилось с созревшими плодами, когда хозяин оставил их утром на дереве. Они зачервивели. И не случайно воскликнули Мудрецы, что Хозяин знает, когда снимать плоды. Создателю точно известно, когда праведникам следует покинуть этот мир, и берёт их в тот же час.

Другими словами, Всевышний видит, что пусть даже теперь человек цельный и праведный, в дальнейшем не сможет удержаться на высокой ступени и упасть. Для него ранний уход оказывается спасением от будущей порчи. Недаром сказано[2]: «Бывает праведник, погубленный своею праведностью…» Именно на эту мысль навели раби Йоханана слова сборщика инжира, не желавшего взять в дорогу зрелые плоды, опасаясь их порчи. И речь идёт, прежде всего, о людях молодых.

Если Творец видит, что впоследствии, они могут сойти с праведного пути, он «не берёт» их в Дорогу этой жизни, оставляя для Будущего Мира со всеми их заслугами. Для этих юношей это самый лучший выход.[3]

 

Но почему, спрашивает Июн Яков, именно праведникам «не верит» Всевышний? Почему именно за них так «боится»? Ведь и у людей не столь возвышенных есть ступень, предельная для них, с которой они могут в будущем скатиться.

Дело в том, говорит Июн Яков, что чем значительней и праведней человек, тем большим вниманием он пользуется со стороны Дурного Начала. Стремление к злу, йецер а-ра, усиливается в человеке пропорционально умению с ним совладать.

Человеку слабому, подчинённому собственной испорченности, соблазнов не преодолеть, потому их ему и не предоставляют. Он, как щенок, готов утопиться и в луже. Но праведник – серьёзный противник Злу, и оно старается изо всех сил его подчинить.

Более высокая духовная ступень рождает более ожесточённое противоборство. Война идёт без перерыва. Если видит Всевышний, что праведник может не устоять, тот час же убирает его с поля битвы.[4]

  

[1] Берешит Рабо, Хаей Сара,62,2

 

[2] Коэлет Раббати

 

[3] Эц Йосеф

 

[4] Йюн Яков

Теги: , Еврейство, Крупинки из Талмуда