Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым… Лишь он сам по своему разумению направляется по тому пути, который изберёт»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 5, 2

Раби Авигдор Миллер "Распад над бездной" - 9

Отложить Отложено

 

ПРАВО, ДАННОЕ ГУБИТЕЛЮ

 

 Творец основал мир на принципе свободы выбора. Правильный выбор гарантирует награду в Грядущем Мире. Ограничение выбора искажает цели Творения. Этим объясняются следующие слова Мудрецов: «Если Губителю дано право действовать, он не различает между праведником и грешником». Если бы такое различие соблюдалось, и только грешники гибли за свои злодеяния, участие Всевышнего в управлении миром стало бы очевидным и было бы вынуждено принято всеми. Это, в свою очередь,  немедленно обязало бы всех идти путями Б-га, и само понятие «выбор» потеряло бы всякий смысл.

Право, данное Губителю упоминается пророком Йехезкелем[1]: «И скажешь ты земле Израиля: Вот что сказал Б-г! Вот Я над тобой, выну меч Мой из ножен, и отсеку от тебя праведника и грешника!»

 

 ЕДИНАЯ ДУША

 

Община Израиля составляет единое целое. Ари а-койдеш пишет[2]: согласно Кабале, весь Израиль в совокупности, – не что иное, как одна общая Душа. Именно поэтому каждый из евреев несёт ответственность за поступки ближних.

Гемара[3] устанавливает, что на любую из заповедей наложены сорок восемь обязательств. К ним добавлены гарантии каждого из евреев на исполнение этих обязательств его ближним. Но и это ещё не всё. Каждый из евреев несёт ответственность за выполнение этой гарантии остальными.

В еврейском Законодательстве нет однозначной обязанности использовать все наличные средства, чтобы спасти другого еврея от нарушения Закона[4], но в отношении взаимной ответственности есть другие вполне определённые предписания.

Непреложный факт: если взыскание налагается на всё общество в целом , избегнуть его не могут и чистые от греха.

Маараль[5], комментируя сказанное в трактате «Санедрин»[6], говорит: «Праведник включён в жизнь страны и наказывается вместе со всеми, ибо он часть целого. И пусть даже на нём самом греха нет, несёт ответственность за преступления общества»

Отсюда проистекает обязанность порицания грешников.

В пророчестве Йехезкеля[7] рисуется символическая картина: на лбу праведников высветились особые знаки, отделившие их от грешников. Но в час Истины, когда жребий был брошен, и эти, с отличительным знаком, пали наравне с другими.

В трактате «Шабат»[8] объясняется: если праведник не укоряет злодеев, то гибнет вместе с ним. И это в точности то, о чём говорится в стихе[9]: «Он злодей, и умрёт за грех свой, но его кровь взыщу с тебя!» Кровь грешника взыскивается с того, кто мог порицать и не сделал этого.

Среди страниц еврейской истории мы находим примеры, когда кучка негодяев приводит беду на всех.

Тора предостерегает[10]: «Быть может есть среди вас мужчина или женщина…чьё сердце сегодня отвращено от Б-га…быть может есть в вас горький корень злодейства?…»

А дальше – печальные последствия такой незаметной для глаза порчи, – Всевышний обещает в гневе перевернуть Страну, «как перевёрнуты Сдом и Амора»[11]

Пусть в количественном отношении силы нечестивцев незначительны, – всему обществу уготовано оплачивать счета их поступков, даже если это «всего лишь» дурные мысли.

В грехе золотого тельца участвовали очень немногие, но бедствие пало на весь народ. В этом же ключе объясняет РаШИ сказанное в «Песнь песней»[12]: «Не ведала я души своей…» - «жалуется Израиль, что не уберёгся и споткнулся в грехах напрасной ненависти и раздора, свойственных царям из рода Хашмонаим – Урканосу и Аристобулу. Дошло до того, что один из них передал царство Риму».

Перед разрушением Второго Храма большая часть народа вовсе не была затронута грехом напрасной вражды. Оно было причинено «стараниями» цдуким[13], поставившими под сомнение полномочия Мудрецов Торы. Именно они, ненавидевшие Мудрецов, привели к разрушению Второго Храма.

В глазах Всевышнего даже евреи, пренебрегающие Заветом, считаются частью целого, и потому ответственность несёт вся Община.

 

 ПРАВЕДНИКИ «ВНУТРИ ГОРОДА»

 

Условием спасения Сдома было присутствие праведников «внутри города». Не сказано: праведники «в городе». Тора подчёркивает: именно «внутри». Слово «внутри» означает, что присутствие праведников должно было быть действенным, открытым для всех.

Подобное мы находим в молитве: «И в Йерушалаим, город Твой, возвратись, и обоснуйся внутри него!» Шехина и теперь находится в Йерушалаиме, но в будущем откроется «внутри города», то есть будет видна каждому. Праведники, скрывающиеся в «четырёх локтях» своей праведности, не протестующие против совершения преступлений, не способны отвести беду.

Только десятеро мужей, открыто противостоящих «содомским законам», – только они могут предотвратить разрушение города.

Примером праведника «внутри города» может служить пророк Ирмияу. Вот уж кто возвысил голос, подобно шофару. В него кидали камни, его посадили в яму с едкой известью. Он подвергся настоящей опасности, и только чудом остался жив.

Ирмияу спасся, но Ишайя и Зехария – пророки, безжалостно были убиты только за то, что увещевали народ.

Пассивное сопротивление никакого воздействия оказать не способно.

Отсюда следует вывод. Много праведников в стенах собственного дома, там они скрупулёзны во всех тонкостях Закона, как «лёгких», так и «тяжёлых», однако праведники «внутри города» - явление чрезвычайно редкое в нашей действительности.

Изложенные принципы, с помощью которых Всевышний направляет историю, - ключ к пониманию происходящих катаклизмов.

 


 

 

[1]Йехезкель,21,8

 

[2]Раби Ицхак Лурия

 

[3]Сота,37,2

 

[4]Подробно этот вопрос затронут в Шульхан Орух, Йоре Дэа, раздел 157, Питхей Тшува, главка 5

 

[5]Раби Йеуда Лива из Праги

 

[6]Санедрин, 39

 

[7]Йехезкель,9

 

[8]Шабат, 55,1

 

[9]Йехезкель,3,18

 

[10]Дварим,29,17

 

[11]Там же,22

 

[12]Шира а-Ширим,6,12

 

[13]Члены секты, отделившейся от основного течения Иудаизма, отрицавшей Устную Традицию

Теги: , история, Переводы, Холокост, "Распад над бездной"