Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раби Авигдор Миллер "Распад над бездной" - 9

29 августа 2010, 00:54

Отложить Отложено

 

ПРАВО, ДАННОЕ ГУБИТЕЛЮ

 

 Творец основал мир на принципе свободы выбора. Правильный выбор гарантирует награду в Грядущем Мире. Ограничение выбора искажает цели Творения. Этим объясняются следующие слова Мудрецов: «Если Губителю дано право действовать, он не различает между праведником и грешником». Если бы такое различие соблюдалось, и только грешники гибли за свои злодеяния, участие Всевышнего в управлении миром стало бы очевидным и было бы вынуждено принято всеми. Это, в свою очередь,  немедленно обязало бы всех идти путями Б-га, и само понятие «выбор» потеряло бы всякий смысл.

Право, данное Губителю упоминается пророком Йехезкелем[1]: «И скажешь ты земле Израиля: Вот что сказал Б-г! Вот Я над тобой, выну меч Мой из ножен, и отсеку от тебя праведника и грешника!»

 

 ЕДИНАЯ ДУША

 

Община Израиля составляет единое целое. Ари а-койдеш пишет[2]: согласно Кабале, весь Израиль в совокупности, – не что иное, как одна общая Душа. Именно поэтому каждый из евреев несёт ответственность за поступки ближних.

Гемара[3] устанавливает, что на любую из заповедей наложены сорок восемь обязательств. К ним добавлены гарантии каждого из евреев на исполнение этих обязательств его ближним. Но и это ещё не всё. Каждый из евреев несёт ответственность за выполнение этой гарантии остальными.

В еврейском Законодательстве нет однозначной обязанности использовать все наличные средства, чтобы спасти другого еврея от нарушения Закона[4], но в отношении взаимной ответственности есть другие вполне определённые предписания.

Непреложный факт: если взыскание налагается на всё общество в целом , избегнуть его не могут и чистые от греха.

Маараль[5], комментируя сказанное в трактате «Санедрин»[6], говорит: «Праведник включён в жизнь страны и наказывается вместе со всеми, ибо он часть целого. И пусть даже на нём самом греха нет, несёт ответственность за преступления общества»

Отсюда проистекает обязанность порицания грешников.

В пророчестве Йехезкеля[7] рисуется символическая картина: на лбу праведников высветились особые знаки, отделившие их от грешников. Но в час Истины, когда жребий был брошен, и эти, с отличительным знаком, пали наравне с другими.

В трактате «Шабат»[8] объясняется: если праведник не укоряет злодеев, то гибнет вместе с ним. И это в точности то, о чём говорится в стихе[9]: «Он злодей, и умрёт за грех свой, но его кровь взыщу с тебя!» Кровь грешника взыскивается с того, кто мог порицать и не сделал этого.

Среди страниц еврейской истории мы находим примеры, когда кучка негодяев приводит беду на всех.

Тора предостерегает[10]: «Быть может есть среди вас мужчина или женщина…чьё сердце сегодня отвращено от Б-га…быть может есть в вас горький корень злодейства?…»

А дальше – печальные последствия такой незаметной для глаза порчи, – Всевышний обещает в гневе перевернуть Страну, «как перевёрнуты Сдом и Амора»[11]

Пусть в количественном отношении силы нечестивцев незначительны, – всему обществу уготовано оплачивать счета их поступков, даже если это «всего лишь» дурные мысли.

В грехе золотого тельца участвовали очень немногие, но бедствие пало на весь народ. В этом же ключе объясняет РаШИ сказанное в «Песнь песней»[12]: «Не ведала я души своей…» - «жалуется Израиль, что не уберёгся и споткнулся в грехах напрасной ненависти и раздора, свойственных царям из рода Хашмонаим – Урканосу и Аристобулу. Дошло до того, что один из них передал царство Риму».

Перед разрушением Второго Храма большая часть народа вовсе не была затронута грехом напрасной вражды. Оно было причинено «стараниями» цдуким[13], поставившими под сомнение полномочия Мудрецов Торы. Именно они, ненавидевшие Мудрецов, привели к разрушению Второго Храма.

В глазах Всевышнего даже евреи, пренебрегающие Заветом, считаются частью целого, и потому ответственность несёт вся Община.

 

 ПРАВЕДНИКИ «ВНУТРИ ГОРОДА»

 

Условием спасения Сдома было присутствие праведников «внутри города». Не сказано: праведники «в городе». Тора подчёркивает: именно «внутри». Слово «внутри» означает, что присутствие праведников должно было быть действенным, открытым для всех.

Подобное мы находим в молитве: «И в Йерушалаим, город Твой, возвратись, и обоснуйся внутри него!» Шехина и теперь находится в Йерушалаиме, но в будущем откроется «внутри города», то есть будет видна каждому. Праведники, скрывающиеся в «четырёх локтях» своей праведности, не протестующие против совершения преступлений, не способны отвести беду.

Только десятеро мужей, открыто противостоящих «содомским законам», – только они могут предотвратить разрушение города.

Примером праведника «внутри города» может служить пророк Ирмияу. Вот уж кто возвысил голос, подобно шофару. В него кидали камни, его посадили в яму с едкой известью. Он подвергся настоящей опасности, и только чудом остался жив.

Ирмияу спасся, но Ишайя и Зехария – пророки, безжалостно были убиты только за то, что увещевали народ.

Пассивное сопротивление никакого воздействия оказать не способно.

Отсюда следует вывод. Много праведников в стенах собственного дома, там они скрупулёзны во всех тонкостях Закона, как «лёгких», так и «тяжёлых», однако праведники «внутри города» - явление чрезвычайно редкое в нашей действительности.

Изложенные принципы, с помощью которых Всевышний направляет историю, - ключ к пониманию происходящих катаклизмов.

 


 

 

[1]Йехезкель,21,8

 

[2]Раби Ицхак Лурия

 

[3]Сота,37,2

 

[4]Подробно этот вопрос затронут в Шульхан Орух, Йоре Дэа, раздел 157, Питхей Тшува, главка 5

 

[5]Раби Йеуда Лива из Праги

 

[6]Санедрин, 39

 

[7]Йехезкель,9

 

[8]Шабат, 55,1

 

[9]Йехезкель,3,18

 

[10]Дварим,29,17

 

[11]Там же,22

 

[12]Шира а-Ширим,6,12

 

[13]Члены секты, отделившейся от основного течения Иудаизма, отрицавшей Устную Традицию

Теги: , история, Переводы, Холокост, "Распад над бездной"