Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

"Зачем еврею работать?"

Отложить Отложено

Неразрешимый, на первый взгляд, вопрос! Любой мало-мальски образованный еврей знает, как «дважды два» - пропитание человека устанавливается Свыше, а обеспечение всем необходимым – чудо несусветное, подобное рассечению моря, а потому без помощи Небес – немыслимо. А если так, ЕСЛИ ТАК – зачем же на нашу «многострадальную» шею ещё и бремя заработка хлеба насущного взвалили? Естественным, так сказать, путём.

Самый первый, «вскидочный» ответ на этот вопрос - бремя материальных забот на человека возложено как банальное испытание. Ибо управление миром Творец осуществляет скрытно, подспудно, а на свету, на ярко освещённой сцене, «главным начальником» выступает его «величество», «первый парень на деревне» - Человек.

А раз он – «главный», а раз он «большо-о-й»,  так и добычу пусть добывает КАК БЫ сам, «по-щучьему велению», по собственному его, человека, хотению. Если умён, в конце концов, разберётся, кто настоящий Хозяин, а если - глуповат, то возопит: «Сила и доблесть МОЯ сделали мне успех!...»

Ему бы, простачку, пробудиться, разобраться, что к чему, покопаться в сердечке собственном, и показать делами, что знает и понимает, что никакой, «природы» взаправду-то и нет, всё - блеф и бутафория, и всё – от Творца, единственного, всё – от Него! Вот и был бы умным, вот бы и выдержал экзамен. Ан, нет, не просто это оказывается!

Кстати, а откуда вообще известно, что человек работать должен? - Да сказано же в Торе (Берешит, 3, 19): «Ибо в поте лица своего хлеб будешь есть… ». А ведь известно, что Творец не из мести наказывает, а чтоб урок преподать, промах исправить. А какой у Адама, первого человека, промах был? - А такой, что захотелось ему и дурную сторону жизни узнать. Ну и узнал, да попутно перестал соответствовать уровню Ган Эдена, в котором всё на чистой духовности построено. А раз не всё духовное тебя интересует, будь добр, спустись-ка, милок, в этот вот призрачный мир, где духовное – в светлых окошках наверху, а внизу – рычание плоти, «природа» и «матчасть», так сказать.

И решила тогда Мудрость Создателя, скрытно помогать человеку и позволить ему, сквозь «почётный» и самоличный труд по добыче пропитания, разглядеть, где истинная причина человеческого благополучия кроется. Сквозь мутное стекло природы – истину разглядеть.

Испытание это конечно не из лёгких. А загвоздка его в том, что занятие материальным начисто выбеливает из сердца духовную составляющую жизни. Как, скажите, помнить о духовном, когда работаешь с прахом земным, когда забот – полон рот, и всё решается по наглядным, «естественным» законам. Поди, изыми зёрна  духа из кучи навоза, духовное - из материального, поди, отыщи чудо в мире победившего «материализма», с вполне земными реактивами, подчиняющимися «законам природы». Положим,  умом-то, мы понимаем, но вот глаза видят, руки ворочают, а рутина давит. Как тут сохранить баланс?

Как же, в таком случае, экзамен выдержать, да и возможно ли? Не печалься, мил человек - возможно, ещё как, возможно! На это нам Тора и дана. Только сделать мы должны занятия Торой – постоянным и главным делом, а необходимость заработка – второстепенным, и лишь в пределах необходимого минимума. Если преуспеем в этом - всё станет на свои места. А ещё Шабат – нам в помощь. Вот и подчиняй все труды в течение «замыленной» недели духовной субстанции Субботы, и материи не одолеть твоей души. Был ты в течение недели рабом плоти -  стань в Шабат царём духа!

 

По мотивам книги раби Элияу  Элиэзера Деслера «Михтав ми-Элияу», т.1, стр. 195-196.

Теги: Оголтелый оптимизм