Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”

Этот спасительный «естественный отбор» или «кто создал Б-га»?

Отложить Отложено

 

Я их понимаю. Нужно было как-то всё объяснить. Случайность, и они это прекрасно сознают, здесь не причём. Раз мир существует, раз существует невообразимое число видов растений, животных и птиц, если, наконец, существуем мы, люди, такие необычные и противоречивые существа, то это всё нужно как-то объяснить, перевести «случайность» в закономерность.

Религиозным проще. Б-г сотворил всё, и остаётся лишь жить да радоваться и Его благодарить. Законы жизни как на ладони, смысл жизни ясен, что делать в жизни – тоже. А если мы не можем вот так, просто и ясно смотреть на реальность? Если мы воспитаны совсем в другой среде, с другими установками? В условиях, где слово «Б-г» - вызывает неловкость и смех? Тогда дело - швах. Рано или поздно, мы должны с этим разобраться.  Хотя бы для того, чтобы ответить на неискушённые вопросы наших детей – что и почему, откуда всё идёт, почему мир устроен так, а не иначе, почему хорошо – это хорошо, а плохо – это плохо.

И, глядишь, кое-кто об этом позаботился. Теория эволюции всё «объясняет». Не было никакой случайности, всё шло естественно и долго. От одного - к другому, где - постепенно, где – скачками. Меняясь, от одного свойства – к иному, от существ простых – к усложнённым. От одних – другим. Малюсенькими шажками, которые не заметны не только взгляду одного человека, но и целому ряду поколений. Накапливаясь постепенно и неотвратимо, превращая незнакомый и чуждый нам мир в нечто привычное и реальное, в то, что мы видим в нашей теперешней жизни. Счёт идёт не на столетия, и даже не на тысячелетия, - сотни тысяч, миллионы и миллиарды лет, пока, из немыслимых для существования жизни, условий, наша планета не превратилась в густонаселённое живностью, в радостно цветущее, полное живого энтузиазма, трепещущее волшебство. Включая нас, бедовых «продуктов эволюции».

И движителем всего этого природного чуда, вездесущим и необходимым инструментом эволюции стал «естественный отбор». То есть «простое и понятное» свойство выживать тому, кто имеет для этого больше предпосылок. Пусть даже эти предпосылки микроскопически малы – они, так или иначе, оказываются предпочтительней для выживания и, в конечном счёте, определяют, кому жить и продолжить существование, а кому – умереть, сойти с дистанции под названием жизнь.

Естественный отбор – «чаша Грааля», счастливая идея, «светлый луч» в тёмном царстве «суеверий» - объяснил всё. Мы можем жить спокойно. Жить – не тужить. Не заморачиваться глубокими вопросами. Смысла жизни нет, но, что поделаешь - продукт эволюции, он и есть продукт эволюции. Сегодня живём – а завтра умрём, будто и не жили. Этические вопросы – ну как же без них, - не более чем законы общежития. Мы ведь цивилизованные звери, друг друга, вот так, с места в карьер, не едим.

Дотошные люди спрашивают: а кто сказал, что всё это, то бишь эволюция, движимая естественным отбором, действительно имела место. Кто сказал, что животные, пусть и за долгое время, действительно меняют свой вид и повадки. Пусть и за миллионы лет – но зачем? Кто сказал, что естественный отбор работает так, как учёные желают, чтобы он работал, кто сказал, что естественный отбор – и в самом деле панацея, могущая объяснить всё. Кто проверил, что он, этот чудодейственный двигатель, действительно работает так, как ему приписывают и предписывают. В экспериментах недостатка нет, опытов – невпроворот. Да только выводы ограничены, двусмысленны и туманны. Хочешь – объясняй так, а хочешь – иначе. Данных много, да все – о двух концах.

Ну, и что, - скажут эволюционисты, как ни в чём не бывало, - если этим, то есть естественным отбором, можно всё объяснить, почему этого и не сделать. Если теория укладывается в реальность – значит, она верна! А самое главное – уж больно естественный отбор нас выручает. Благодаря этой «счастливой» идее, мы можем сбросить путы «мракобесия» и «суеверий». Объяснив себе и людям, как могло быть без «гипотезы Б-га», мы получаем в награду свободу и ещё раз свободу, и живём, пока живём, а там – какая разница?

Агностикам сложней: объяснения учёных-эволюционистов – говорят они, - больше смахивают на отмазку. Нужно было что-нибудь придумать, вот и нашли. Но, с другой стороны, какова альтернатива? Б-г, который всё создал? Но кто создал самого Б-га! Он-то – откуда взялся. Ведь если мы предполагаем, что всё сложное и разумное, что есть в мире – подразумевает разумного создателя, то и сам этот разумный создатель был создан кем-то, кто не в меньшей степени разумен. «Наличие» Б-га ничего не объясняет. Получается замкнутый круг. Парадокс, которому нет решения!

Но действительно ли - нет? Но в самом ли деле круг замкнут? Давайте дадим простое определение. Что такое творение? – Объект, у которого есть творец. Если предположить, что и творец был сотворён, значит и сам он – творение. Курица вылупилась из яйца, яйцо – из курицы, курица – из яйца…. И пошло, и поехало в тот же замкнутый круг. Но если предположить, что Некто, не похожий на яйцо, когда-то сотворил первую курицу, способную нести яйца, то парадокс разрешается. И это не просто притянутое за уши решение, это – вывод неизбежный.

Но, - скажет дотошный человек, - вопрос остаётся: кто создал создателя курицы? И опять – бесконечная цепочка «творение-создатель». Но это не так. Если под «курицей» мы примем весь в совокупности мир, всё созданное и существующее во вселенной, если мы скажем, что Создатель – он Творец всех на свете творений, но сам не являющийся творением, и Он и есть Тот Самый и Единственный, которого мы называем Б-гом, то все парадоксы решаются мгновенно.

Если мы попробуем снова спросить: а кто же создал Б-га, наш вопрос окажется нерелевантным, потому что будет противоречить только что данному нами же самими определению: Б-г по определению - Создатель всех творений, Он – первоисточник, Он – начало начал. Он – Создатель и времени, и пространства, и всех понятий, которыми мы оперируем в нашем, ограниченном, как и все творения, разуме. То, что мы Его не видим, то что мы ничего о Нём не знаем, не отменяет того факта, что Он – Творец всего сущего.

Как бы мы ни пытались, как бы ни напрягались, какие расчёты или измерения ни проводили, мы останемся лишь в пределах сотворённого мира. Что бы мы ни сказали – наши слова останутся в статусе ограниченных понятий, и будут означать лишь сотворённые объекты. Какая бы высокая мысль нас ни посетила, она не в силах выйти за рамки образов материальных или пусть даже духовных, но тоже – сотворённых. Быть может, мы научимся прыгать из одной галактики в другую, быть может, мы обнаружим параллельные миры, быть может, мы заглянем когда-нибудь за край времени, но и тогда Творец, создавший всё это, останется за пределом нашего постижения. Просто потому, что Он единственный – не творение, но Создатель всего и вмещающий всё. Тогда как Его вместить никто и ничто не способно.

Это трудно понять. Это трудно принять. Это накладывает ответственность. Отсюда следуют выводы. Но это факт. Впрочем, как уже говорилось, кое-кто предпочитает «естественный отбор»….

Теги: , Оголтелый оптимизм