Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что происходит?

Отложить Отложено

 

Одна из трёх причин, по словам Гемары[1], из-за которых человек беднеет – забота о бизнесе в Шабат. Но, позвольте, - спросите вы, - вон люди занимаются делами в Субботу, ездят на море, делают покупки, устраивают костерок, и ничего, живут и процветают. И денежки копят, и бизнес успешно ведут, и ничего особенного «пропащего» в их жизни не происходит. Как же так?

Более того, ещё страннее, - согласно Мишне[2], есть несколько деяний, плодами которых люди пользуются в этом мире, тогда как основной капитал хранится для них для Будущего мира. И, опять же, оглянёмся и увидим, как граждане, далёкие от всего этого, живут себе без бед, как в масле катаются, и всё у них «о-кей». Ну, не удивительно ли?

Вместо ответа – притча. Представьте себе дерзкого слугу, которого Царь решает наказать. И наказывает не тривиально. Нечестивца вводят в царский дворец и сажают в дорогое кресло. Ставят перед ним роскошный стол с аппетитными яствами, благородными винами, ароматными закусками, но притрагиваться ко всему этому не дают.

У широких дворцовых окон толпится народ, дивится на небывалую роскошь и важного «барина» за столом, заставленного всем, что может только присниться. В первый день – всё вроде бы складно. Преступник не страдает, успев загодя пообедать. Сидит достойно, вызывает зависть и удивление зевак: за что, мол, негоднику, такие почести и блага.

На второй день тоже ничего – срамник вроде бы в порядке. Проходит третий день, четвёртый, и на пятый день – картина меняется. Человек начинает есть. Да только не угощения на столе, а собственную плоть. Он впивается зубами в кожу, он кусает себя за руку, отрывает куски и ест. Его голод столь неистов, что безумец пожирает самого себя, и остановиться не может.

Но что видят неискушённые зрители через окно? Ничего особенного. Крутой мужик сидит за роскошным столом и ест. Откуда прохожему знать, что этот, окружённый роскошью человек,  пожирает собственную плоть, свою душу, своё будущее, откуда прохожему понять силу голода и величину страданий? И, правда – откуда?

Когда злодей не видит последствий своих преступлений, когда вместо полиции с сиреной или молнии с небес, его окружает мир и покой, а благополучие так и сыплется на голову, не ухмыляться он должен, не поглаживать живот – а от ужаса кричать, как в страшном сне. Ибо тикает мина, заложенная им самим, ибо стирается его жизнь, тает душа, и под ногами  - пропасть и мрак.

 

על פי ספר "כל משלי ה"חפץ חיים", נלקט ונערך ע"י ר.ישראל יוסף ברונשטיין

 

 

 


 

[1] Гиттин, 38,2.

 

[2] Пеа, 1,1.

Теги: Еврейство