Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Важен не результат, важен выбор

Отложить Отложено

Известно и переговорено, что человеку дано выбирать и свой путь, и свои поступки, как написано (Дварим, 30, 19): «Жизнь и смерть дал Я пред тобой… и выбери жизнь».

С другой стороны, невозможно человеку совершить, что бы то ни было, плохое или хорошее, если это уже не предрешено Творцом. И получается, какую бы линию поведения в отношении ближнего человек не избрал, будь-то со знаком «плюс» или со знаком «минус» - всё заранее «схвачено» и определено Свыше.

Остаётся лишь понять: какую же тогда роль во всём этом играет тот, кто совершает поступок?

Об этом однозначно говорит Рамбан (Берешит, 15, 14): «Пусть даже жертве преступления постановлено умереть насильственной смертью, тем не менее, разбойник, который это осуществил, несёт полную ответственность за убийство, и будет наказан за пролитие крови «приговорённого», как преступник и убийца».

А всё дело в том, что сделал он это не по Закону, что равнозначно пролитию невинной крови. Не в нашей прерогативе умерщвлять преступника, это – обязанность Бейт-Дина, во времена Храма и по закону Торы.

С другой стороны,  тот, кто убил человека «достойного смерти», несёт ответственность лишь за свой выбор и за свой умысел, но не за результат. Почему не за результат? – А потому, что, говоря по правде, его поступок ничего не изменил, - убитый и так был обречён, и всё равно бы погиб, так или иначе. Просто преступному выбору убийцы для осуществления злого дела был «подставлен» тот, кто и должен был умереть.

И даже будь заранее известно, - скажем, через пророчество, - что кому-то «выпало» умереть, тем не менее, убийца - если убил из ненависти или корысти, - несёт полную ответственность и отвечает по всей строгости Закона.

Но почему? Почему человек, который выбрал осуществить зло, которому и так предназначено случиться, должен быть наказан по той же «статье», что и «обыкновенный» злодей?  Почему мера ответственности не меняется, притом, при всём, что ни к чему, кроме предрешённого, предначертанного результата, этот выбор не привёл?

Ответ прост: человек сознательно выбрал зло, выбрал его «для себя». По глупости, по самодурству, из корысти или из ненависти, не важно – он ВЫБРАЛ зло.

 

По книге раби Элияу Элиэзера Деслера «Михтав ми-Элияу». Том 4,  стр.93-94.

Теги: , Еврейство