Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Секрет счастливой жизни заключается в том, чтобы каждый из супругов старался сделать другого счастливым. Но когда один постоянно требует что-нибудь от другого, счастья им не видать»Раби Элияу Элиэзер Деслер

Скромность – порождение лжи?

Отложить Отложено

Ощущение наготы после грехопадения привело Адама и его подругу к парадоксальному состоянию, когда «вынужденная» скромность заставляет скрывать истинное состояние вещей. Ложь стала неизменным спутником в жизни человека и, более того, - в определённых обстоятельствах, когда обнаружение правды связано с посягновением на скромность, - ложь превращается в доминанту и целенаправленную неизбежность.

И это – по той простой причине, что границы скромности базируются на существовании зла и на признании реальности того, что внешние проявления стали, с определённого момента главным, определяющим фактором в человеке, а внутренняя сущность – делом второстепенным, что уже само по себе является ложью. И. поелику источник скромности «противоречит» истине, то и сама скромность – тоже, по сути, вынужденная «ложь». И эта особенность стала неизбывной частью человеческой природы.

Тем не менее, тот факт, что Адам и Хава изначально не нуждались в одежде и не чувствовали из-за её отсутствия ни малейшего дискомфорта, ясно свидетельствует о том, что внутренний мир человека базируется исключительно на правде.

Это говорит о том, что истина, правильное восприятие реальности, при всех плотских помехах, доступны человеку в этом мире. Ведь она, истина, – глубоко укорена в человеческой природе. И, наоборот, ощущение стыда Первого человека после грехопадения, породившее ультимативный возглас: «Кто рассказал тебе, что ты обнажён!», всегда присутствует в человеке скромном. Это ощущение - есть осознание вынужденной «лжи», отталкивающей изначальную гармонию правды, только бы оставаться в границах скромности, основа которой, как мы уже сказали – ложь. [i]

 

 


 

[i] По книге «Цоар Берешит», Маараль ми-Праг, «Нетивот Олам», натив Коах а-Йецер, 4; натив А-эмет,1.

Теги: Переводы, Еврейство