Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказано о Торе (книга Дварим 30:12): “Не на небе она”. Т.е. Тора отнюдь не в руках у тех евреях, которые полагают, будто они уже на небе»Раби Менахем Мендель из Коцка

Раби А. Миллер. "Распад над бездной" - 3

14 июля 2010, 14:11

Отложить Отложено

 

ОГРАНИЧЕННОСТЬ "УДОБНЫХ" ОБЪЯСНЕНИЙ

 

Комментаторы приводят немало пояснений относительно запретов. Вот некоторые из них.

Мясо запрещённых животных приводит к различным заболеваниям. Питающиеся всякого рода устрицами и улитками, рискуют подхватить «улиточную болезнь»

Среди жителей Египта, поедающих молюсков в больших количествах, эта болезнь распространена очень широко. Когда евреи находились в Египте, они отказывались употреблять в пищу  опасные «деликатесы».

То же самое относится к свинине, поедание которой способствует желудочным инфекциям. Рамбам приводит другие объяснения . И всё же, до конца понять истинную подоплёку запретов, которые Тора определяет, как «хок», нам не дано.

О воровстве сказано[1]: «Если украдёт человек быка или овцу… пять голов крупного рогатого скота заплатит за быка, и четыре - мелкого скота – за овцу…»

Эту разницу в ответственности за кражу различных видов домашнего скота раби Йоханан бен Закай объясняет тем, что Всевышний заботится о достоинстве своих творений. Укравшему овцу учитывается стыд, испытанный при переносе скотины на плечах, потому и платит за овцу меньше, как если бы украл быка.

В "обычном" же случае вор платит вдвое. И это за то, что вёл себя так, словно «нет Всевидящего Ока».

И всё же, во всех этих примерах, даже после приведённых объяснений, остаётся глубина, не доступная человеческому разуму. Как ребёнок не способен осмыслить политические шаги руководителя страны, так, из-за ограниченной способности постижения и сверхсложной многогранности понятий, невозможно до конца постичь истинную подоплёку заповедей.

Заповедь обрезания совершается, когда младенцу исполняется восемь дней. Казалось бы, почему бы не подождать, пока ребёнок не научится сознавать происходящее, и не сделает то же самое по доброй воле?

На это отвечает Рамбам. Если мы станем ждать «подходящего часа», то может случиться, что на праздничную трапезу соберутся все приглашённые, но будет отсутствовать лишь один – сам виновник торжества.

Выросший необрезанным, юноша может оказаться далеко от исполнения заповедей.

Это объяснение, конечно, не единственное. В книге «Наставник растерянных» – «Морэ невухим», Рамбам приводит дополнительные причины.

Все приведённые доводы соответствуют написанному[2]:. «Ибо это - ваша Мудрость и Понимание в глазах народов». Эти объяснения ориентированы на вопрошателей из народов мира, поскольку именно они пытаются объяснить всё лишь с точки зрения человеческой логики[3].

В действительности же законы о пищевых запретах не только сохраняют физическое здоровье. Их главное назначение – отдаление от жизненного уклада других народов. В главе «Кдошим»[4] эти две темы тесно переплетены: «Я Б-г…который отделил вас от народов», и сразу вслед за этим: «и отделите вы чистый скот от нечистого».

Народ Израиля рознится от других народов ещё и тем, что употребляет в пищу. Это различие создаёт перегородку между ними. «Остерегайтесь их каравая из-за их дочерей», - сказали Мудрецы. В самом деле, запрет касается лишь «домашней» выпечки хлеба, но не «фабричной». Именно «домашний» хлеб создаёт ситуацию, когда еврей может присоединиться к трапезе в доме нееврея.

Есть в общественном месте также не запрещено. (Только бы сама еда была кашерной!) Но в частном нееврейском доме еврею "угощаться" нельзя. Нет ситуации благоприятней для сближения, чем домашняя «задушевная» трапеза. "Свободный» обмен мнениями приводит, в конечном итоге, к смешанным бракам.

Даже с неевреями, стоящими на высокой этической и интеллектуальной ступени, – праведниками народов мира - мы не имеем право сближаться.

Дело в том, что и среди них Святое Присутствие Всевышнего – Шхина, не находит себе пристанища. Даже в этом, последнем, случае, на нас лежит обязанность создать разделяющий полог.

 

 

ПОЧЕМУ ШЕХИНА НЕ ПРОСТЁРЛА КРЫЛЬЯ НАД ВТОРЫМ ХРАМОМ?

 

Ноах благословил сыновей Шема и Яфета так. Яфету сказал[5]: «Распространит Всемогущий Яфета, но будет обитать в шатрах Шема…» Другими словами, от Яфета произойдут царства, потомство его воздвигнет мощнейшие империи, но Б-жественное Присутствие – Шехина - будет обитать только «в шатрах Шема».. Для последнего есть одно непременное условие: полная отделённость. Достаточно Яфету привязаться к Шему, Шехина немедлено исчезнет. Так это объясняется в Гемаре, в трактате «Йома»[6].

Во Втором Храме Шехина уже не присутствовала в столь явной форме, как это было в Первом. Принято считать, что тому причиной было «оскудение поколений», то есть понижение общего духовного уровня.

Мудрецы пользуются термином еридат дорот - «оскудение поколений», чтобы подчеркнуть разрыв между ними. «Ноготок первых (поколений) предпочтительней «желудка» последних»[7] Связь ногтя, маленькой нечуствительной частички с телом весьма неустойчива, тогда как пищеварительная система – неотъемлемая часть человеческого организма.

По словам раби Йоханана, даже самые «сухие», нечувствительные к духовности евреи во эпоху Первого Храма, превосходили по уровню самых возвышенных и «влажных» во времена Второго Храма. Бесспорно, во Втором Храме произошло снижение духовности, или, выражаясь фигурально, – «прободение желудка». И всё же, не это стало причиной отсутствия Шехины.

Гемара объясняет всё гораздо проще. Причина заключалась в Кореше – властителе Персии, потомке Яфета, доля которого в строительстве Второго Храма была не малой. Это с его согласия началось восстановление. Это он прислал множество материалов и средств для нужд строительства.

И при том, при всём, сотрудничество это оказало «медвежью» услугу народу Израиля. Именно оно стало препятствием на пути Шехины. Яфету всегда сопутствует удача. Но удача кончается там, где речь заходит о святости. Только Шем удостаивается достичь высшей духовной ступени. А всё потому, что свою «карьеру» он начал с благого дела – заповеди уважения к отцу, когда укрыл его пьяного покрывалом. Ноах установил будущее сыновей в соответствии с поведением в этой щекотливой ситуации. Жребий же Хама, выпавшего из этого, в общем-то положительного, ряда: «и будет Кнаан[8] раб им»

В потомстве Хама никогда не было выдающихся открывателей, равно, как и известных учёных. От Яфета ведут начало важнейшие, развитые царства. Ахашверош и Кореш также его потомки.

Жители самых освоенных земель: Европы, Америки и Западной Азии (Россия) соотносятся с Яфетом. Яфет "прилепился" к делу Шема. Но не он изобрёл идею. Но даже тот, кто лишь приобщился к праведному делу, достоин благословения.

Шехина же будет обитать только в «шатрах» Шема, ибо только в нём заключены умение выявить цель и воля к осуществлению.

 

 

СВЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

РаМХаЛь[9] в книге «Дерех Ашем» («Путь Б-га») пишет, что на заре существования мира все пути были открыты. Всем вступающим на арену истории предоставлялась возможность принадлежать к избранному народу. Поколения сменялись, настал черёд поколения Ноаха, а выбор всё ещё не был сделан.

И только поступок Шема перевесил чашу весов, выделив его среди других. Одновременно с этим, две трети из населявших мир утратили свой шанс. От Шема ведёт начало множество народов: Мидьян, Сурия, Амон и Моав. Десять поколений протянулись от Шема до Авраама. Из всех потомков Шема только Авраам без колебаний выбрал путь беззаветного служения Творцу Вселенной. Диапазон избрания сузился до предела. Теперь речь могла идти только семье Авраама. Но отсев продолжался.

Ишмаэль был отстранён из-за своих неблаговидных поступков, а из потомства Ицхака остался лишь Яков, как сказано[10]: «И установил для Якова Закон, для Израиля Завет…»

Б-г предоставил возможность стать «избранным» всему человечеству, но только один народ использовал эту возможность. Условием для обитания Шехины среди этого народа является абсолютная духовная чистота. Без малейшей примеси "дёгтя".

Шехина обитала в Первом Храме, ибо не было в нём доли других народов. В строительстве Второго Храма народы принимали деятельное участие, и эта "доброхотная" услуга, стоила Израилю немало разочарований.

Основа понимания всей еврейской истории заключена в короткой фразе: «И отделю вас от народов – быть Мне»[11]

Предназначение Народа Израиля – осознанная отделённость в среде других народов. Добровольная отстранённость от всех – вот условие, чтобы оставаться Народом Б-га.

Соблюдение мицвот – это ещё не всё. Во Втором Храме рьяно служили Всевышнему, и всё же Шехина не обитала там.

Жизненная необходимость для еврейского народа быть отделённым – ключ для понимания той неимоверной по тяжести цены, которую повлекло за собой (культурное и физическое) смешение в Эпоху Катастрофы.


 Продолжение следует

 


 

 

[1]Шмот,21,37

 

[2]Дварим,4,6

 

[3]Сфорно

 

[4]Ваикра,20,24

 

[5]Берешит,9,27

 

[6]Йома,

 

[7]

 

[8]Кнаан – один из сыновей Хама. Мудрецы говорят, что именно Кнаан по наущению своего отца, оскопил Ноаха, дабы не появилось дополнительных претендентов на «раздел» мира.

 

[9]Раби Моше Хаим Луццато

 

[10]Теилим,105,10

 

[11]Ваикра,20,26

 

 

Теги: , история, Переводы, Холокост, "Распад над бездной"