Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен постоянно представлять себе, что смерть его близка, чтобы, если его постигнет внезапная смерть, он не умер грешником»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 2

Раби А.Миллер. "Распад над бездной" - 2

Отложить Отложено

КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ ИЛИ СВЕТ ОТДЕЛЕНИЯ

 

Жертвы призваны духовно очистить. Жертвоприношения животных были неотъемлемой частью службы в Храме. Если человек по ошибке совершал промах и сожалел об этом, – он приносил в Храм, наряду с раскаянием, жертвенное животное и очищался от греха.

Однако существует особая жертва - "СЭИР А-МИШТАЛЭАХ" - "козёл отпущения", приносимая в день Искупления всем еврейским народом. В ней скрывается потенциал гораздо больший. Правила, относящиеся к «сеиру», подобны, в какой-то степени, законам «обычного» жертвоприношения, но превосходят их в том, что очищают даже тогда, когда грешник не раскаялся.

Более того, все другие жертвы искупают грех, сделанный по ошибке, тогда как «Сеир к Азазелю» - «козёл отпущения» искупает даже преступление, совершённое нарочно, с полным сознанием греха.

Все другие жертвы забиваются путём надреза на шее животного, причём кровью их окропляется жертвенник, и на нём же воскуряются внутренние органы.

Сеир же не забивается, - его скатывают с горы до тех пор, пока не распадётся на части требуха.

Необычность искупления, производимого «козлом отпущения», требует разъяснения. Вот что говорит Писание[1]:

«И понесёт Сеир на себе все их прегрешения в опустошённую страну…»

Комментарий: "Сэир" - это Эсав, сын Ицхака, родившийся «саир» - «косматым». Такое прозвище дано ему из-за обилия волос на всём теле, а также по месту обитания – горе Сеир.

Написанное следует понимать так: придёт Эсав и возьмёт «все их прегрешения».

Слово «авоноттам» – "их прегрешения" можно прочесть раздельно: «авонот Там» - «прегрешения Простодушного»[2] – то есть Якова, который в Торе так и зовётся[3]: «человек простодушный, обитающий в шатрах»

Кли Якар конкретизирует комментарий.

Сбивающий с пути других людей, навеки привязан к их преступлению.

Народ Израиля, - говорят Мудрецы, - по природе своей простодушен в служении Всевышнему и чист от какого бы то ни было греха.  Эсав же из поколения в поколение старается склонить потомков Простодушного к совершению преступлений. Взяв на себя инициативу в этом бесчестном деле, Эсав принимает на себя и ответственность перед Законом

«И понесёт Сеир..» – он тащит на себе ярмо расплаты, как за грех «по ошибке», так и за «злонамеренный» грех.

Прегрешения Простодушного вызваны влиянием Сеира, или Эсава, или Эдома. Все эти имена - обобщающие названия народов мира.[4]

 

ЭСАВ НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Вредное влияние Эсава на Якова прослеживается на протяжении всей истории. С незапамятных времён это влияние - непосредственная причина духовного падения сыновей Израиля.

Евреи бы никогда не стали поклоняться идолам, если б не дурной пример народов, объединённых именем «Эсав».

В эпоху Второго Храма Эдом-Эсав вторгся в Землю Израиля, пренебрегая заповеданными ему семью заповедями Ноаха.

В результате, наказание было двойным: за его собственный грех, и за грех Народа Израиля.

Да, и у еврея есть выбор. Он вполне может остаться на высоте, и не стать соучастником преступления. Потому и наказывается - за подчинение духовному влиянию Эсава. Эти наказания перечислены в соответствующем разделе Торы. Но и совратитель не освобождается от ответственности, хотя бы за то, что являлся негодной моделью для подражания.

 Духовный распад в еврейском народе, произошедший в течение последних двухсот лет, тоже был приведён потомками Эсава.

Двести лет назад даже простолюдины строго исполняли заповеди. Суббота соблюдалась с гордостью в среде еврейского народа, где бы он не обитал. Сегодня же, соблюдение мицвот не является всеобщим достоянием. Обвиняющий перст направлен, помимо самих евреев, и к Эсаву, приложившему так много усилий, чтобы притянуть их к своему образу жизни.

Эсаву, имеющему долю в грехах, придётся подсчитывать и свою часть ущерба. Он виновен в том, что «во всех поколениях восстаёт на нас, чтобы погубить». Он – наш вечный соперник, неудержимо проникающий во все трещиниы и прорывы, пытаясь привести народ Израиля к духовному и физическому распаду.

Один "маленький" пример: в Америке, стране «свободы», евреев обязали послать детей в «общие» школы. Это был один из первых шагов на пути к полной ассимиляции. В этих школах еврейских детей прежде всего научили мыслить в категориях «универсальных», проложив дорогу к смешанным бракам.

И это было как раз то, чего добивается современный Эсав, нарядившись в одежды «прогрессизма».

Как же предотвратить влияние Эсава. Что может служить лекарством?

Ответ: полная отделённость. Сеир, козёл отпущения, не воскуряется на жертвеннике. Он не «приближается», но удаляется в незаселённое место. В безжизненную пустыню. Там ему уготован полный распад. Исправления ему нет, но только разрушение.

 

РАЗНОСТЬ ЗАДАЧ

 Яков и Эсав не могут жить в одном сообществе.

Запрет смешиваться с другими народами дан намёком в заповеди «Шеатнэз»[5]. Шерсть, сама по себе, – чиста, её использование не вызывает ни малейшего опасения. Лён в «чистом» виде разрешён к употреблению. Тора запрещает только их объединение: лён и шерсть вместе.

Чтобы предотвратить нарушение, даже новую одежду отдают для специальной проверки «на шеатнэз». Пусть портной вполне искренне уверяет, что опасения напрасны, опыт показывает: смешение шерсти и льна может оказаться даже в отдельных нитках ткани.

Строгость запрета "шеатнэз" подобна всем запретам Торы.

Запрещение «не одевай одежду из смеси шерсти и льна» имеет статус непререкаемого Закона - Хок. Его исполнение не требует постижения человеческим разумом.

Мидраш[6] связывает происхождение шеатнэза с Каином и Эвелем. Оба принесли жертву Всевышнему. Каин пожертвовал из плодов земли: фрукты, овощи, а также лён. Эвель же вознёс первенцов скота, и в дополнение к ним – шерсть.

Каин убил Эвеля, а Тора предостерегает нас от смешения двух видов жертвоприношений: шерсти и льна.

Отсюда же мы учим: не следует находиться в обществе того, кто замешан в убийстве.

Нам не предписано отстраняться от символа Каина – льна. Коаним – служители Б-га, одевают именно льняную одежду. Но существует Приказ избегать смешения.

И у Каина есть место в этом мире. Каин стремился приблизиться к Создателю. У него просто не получилось. Неудача навеки запечатлена на нём «каиновой печатью» убийства.

Мы не отвергаем другие народы. Каждый занимает естественное для него место, мы не враги им. Но, вместе с тем, на нас лежит обязанность отделиться.

Всё, что создано по образу Всевышнего, имеет свою непревзойдённую ценность в каждом из миров. И народы, населяющие землю, в том числе. Но именно потому, что последние склонны преследовать евреев, мешать изучению Торы, от них следует отдалиться.

 

Продолжение следует

 

 


 

 

[1]Ваикра,16,22

 

[2]Такой способ комментария (драш) не делается произвольно, но подчиняается строгим правилам (прим. пер.)

 

[3]Берейшит,25,27

 

[4]К ним не относятся арабы, потомки Ишмаэля.

 

[5]Запрет использования смешения шерсти и льна.

 

[6]«Пиркей де Раби Элиэзер»

Теги: , история, Переводы, Холокост, "Распад над бездной"