Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Россыпи знаний

Отложить Отложено

 

Как это ни странно звучит для светского читателя, но Тора включает в себя всё знание о мире. И это естественно. Ведь она – его проект и модель, план Творца, создавшего вселенную и всё, что её наполняет. Поэтому, всё, что бы мы ни увидели и ни отыскали в этом мире, Тора изначально включала в себя.

Дело доходило до того, что «критики» и «ниспровергатели» Торы, злорадно восклицали: «Не могли составители Гемары знать детали той или иной Алахи или того или иного Закона, не будучи сведущи в науке и "светской" мудрости». И невдомёк было этим «борцам за просвещение», что этим восклицанием выдают своё невежество, и не в «университетах» здесь дело. Просто, по мере надобности, чтобы разъяснить те или иные аспекты Закона, Тора открывает тем, кто её изучает, сведения о вещах скрытых самому проницательному взгляду,

Мудрецы Талмуда, конечно же были сведущи в самых различных отраслях науки, но черпали они эти знания вовсе не в академиях и университетах, - да простят меня кандидаты и доктора – но извлекали всё из того же неисчерпаемого кладезя знаний, которым является Тора – Письменная и Устная. Не важно в какой области знаний. Будь то астрономия, медицина, математика или любые другие науки.

Все эти россыпи точных и кратких знаний рассыпаны по всей Торе. В ней нет специальных «научных» трактатов, эти блёстки всплывают вдруг, по мере надобности, когда требуется выяснить конкретный алахический вопрос или разъяснить суть возникающих проблем. Эти знания приводятся между прочим, как вещь сама собой разумеющаяся, без эмпирических искусов, возникая как бы сами собой, во время дискуссии или спора,  и никто не вправе приписать себе открытие, ибо эти знания сопровождают человечество с первого дня его существования, передаваясь от поколения к поколению. Иногда теряясь, иногда открываясь спонтанно, иногда в искажённом виде, и тогда приходится восстанавливать их, используя специальные правила и приёмы.

На мой взгляд, сведений, содержащихся в том или ином Тосафоте на полях страниц Талмуда, хватило бы на вполне серьёзный университетский курс. (Я ведь когда-то учился и там). А уж совокупность информации пусть даже в одном из шестидесяти с лишним трактатов Талмуда, поистине неохватна. А всё вместе, как я уже говорил, составляет полное знание о мире.

Вот несколько примеров, навскидку, первое, что попадётся.

Вот, в Вавилонском Талмуде, трактате Нида, 51,2, где речь идёт о кошерных или не кошерных видах рыб и животных, говорится, что все морские твари, у которых имеется чешуя, обязательно имеют и плавники, а вот наличие плавников вовсе не обязательно говорит о присутствии чешуи. И тут же утверждается ещё и тот факт, что наличие у животных рогов обязательно идёт вкупе с копытами. А вот наоборот – копыта у животного вовсе не подразумевают наличие рогов. Ну-ка, опровергните.[1]

Простые вещи, скажете вы. Отнюдь. Чтобы утверждать подобное, нужно знать, что нигде в мире, даже на самом дальнем острове, или в глубинах океана не отыщется хотя бы одна тварь с  чешуёй, но без плавников, или рогатая образина без копыт. А мудрецы Талмуда, как ни в чем, ни бывало, дают нам эти сведения. Почему? Да потому, что получили их по цепочке поколений от самого Адама или от Моше с горы Синай вместе с Торой.

Или вот такое интересное высказывание (Таанит, 21,2): «Кишечник свиньи похож на кишечник человека», поэтому, - поясняет Талмуд, - если среди этих нечистых животных начинается эпидемия, то необходимо предпринять меры предосторожности, чтобы болезнь не перекинулась на людей. А вот эпидемия среди других животных такой реакции не вызывает. И это потому, что в отличие от других зверей, которые заражают только свой вид, свиньи, из-за указанной особенности, заражают также и людей.

Или вот, о развитии человеческого плода (Нида, 31,1): «На что похож плод в чреве матери? На орех, опущенный в кружку с водой. Если дотронуться до него пальцем, он перемещается то сюда, то туда…. Три первых месяца плод формируется в нижней части (матки). Три следующих месяца плод (поднимается вверх) и обитает в средней (её части). Три последних месяца плод находится в верхней части. Когда приходит время родиться – переворачивается и выходит».

И там же: «Трое «сподручных» участвуют (в зарождении) человека: Творец, отец (ребёнка) и (его) мать. Отец даёт семя из которого образуются кости, сухожилия и хрящи, головной мозг, а также части тела со светлой пигментацией (лобэн а-айн)… Из одэма, (насыщенной крови поступающей к плоду через шилья – пуповину с первых этапов развития плода) мать способствует образованию у зародыша кожи, мышц, волос и частей тела с тёмной пигментацией (шахор ше бэ-айн). Творец же даёт ему (плоду) движение и жизнь, уникальность лица, способности видеть глазу, слышать ушам, разговаривать губам, передвигаться ногам; и разум, и понимание…» То есть телесные органы передаются от родителей,  а Всевышний даёт этим органам энергию и возможность функционировать.

Я хотел было продолжить. Передо мной приготовленные тома Талмуда, Вавилонского и Иерусалимского. И везде – сонмы специфической информации, деталей и конкретных тем, каждая из которых, чем глубже и внимательней вглядываться, усложняется и разветвляется. Но вижу, что не в силах. Любая из тем требует подробного объяснения и привязки к ходу рассуждений и дискуссий в Гемаре. Ведь все эти вещи приводятся не из-за праздного любопытства. Но это намного превышает формат данной статьи и требует времени и огромного напряжения сил.

Так что, кому интересно – милости просим в Дом Учения. Каждому еврею это под силу, и каждый может сам убедиться, насколько насыщенно самым разнообразным знанием наше Наследие, и сколь смехотворны досужие суждения наших ненавистников о «безграмотности» и «оторванности от жизни» тех, кто изучает это Наследие.

 

 


 

[1] Ну да, есть носорог, есть рогатая лягушка, рогатый жук и т.п. Но вы же, товарищи, понимаете, что речь идёт о настоящих рогах, а не о том, что зоологи по внешнему подобию так прозывают.

Теги: Еврейство