Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ханох. Балансирующий на краю

Отложить Отложено

 

В 622(-3138) году родился человек, оставивший особый след в истории. Звали его Ханох, сын Ереда, сына Меалалеля, одного из потомков Шета, сына Адама. Ханох прожил триста шестьдесят пять лет.  Оценивая его, мнения комментаторов Торы не однозначны. Мидраш[i] говорит о нём, что "иногда он был праведником, но иногда склонялся и к злодейству". Глядя на его положительное влияние на человечество, такую "плавающую" характеристику трудно понять.

Но дело было в следующем. Как правило, чем больше усилий человек прилагает в борьбе со своими дурными наклонностями, тем большей похвалы он достоин. В сущности тот, кому удаётся справиться со своей тёмной стороной - настоящий герой. Более того, человек, уклоняющийся от боя с врагом, пытающийся обойти его втихую, не вступая в конфликт, не похож на героя, который бесстрашно идёт врагу навстречу, чтобы сразиться с ним лицом к лицу и победить.

И всё же, человек осторожный, действующий опосредованно, чувствует себя уверенней перед врагом, поскольку отдаление от врага уменьшает вероятность попасться ему в лапы. В открытом же бою, человек рискует больше, ведь в этом случае победа не гарантирована, пусть даже победа и почётней.

Таким бесстрашным и бескомпромиссным героем и был Ханох. Он не признавал путь осторожных, он даже не пытался ограждать Закон, он не заботился о пространстве для манёвра, даже если это было чревато угодить в ловушку дурного начала, но поступал в точности, как повелел Творец. Если перед ним была заповедь, он исполнял её буквально, и с изумляющей всех скрупулёзностью, не обращая внимания на усиленное противодействие зла. Более того, он порой сознательно создавал себе ситуации, граничащие с преступлением, чтобы успех и победа ощущались острей. Иногда он балансировал на самом краю пропасти и всё же находил в себе силы не упасть. Такой бравадой, по его мнению, он с большей полнотой исполнял желание Творца и прибавлял в мир прославление Его Имени. И в этом Ханоху не было равных.

В сущности, иногда его поступки выглядели, как настоящие злодейства. Он нарушал принятые нормы, он пренебрегал всеми мерами предосторожности, соблюдавшимися благонравными людьми, чтобы не вступить в прямой конфликт с дурным началом. Он, не задумываясь, перешагивал ограды, поставленные на пути греха. Он не боялся замараться, оказавшись в непосредственной близости от дурного дела. Порой, он вёл себя, как настоящий злодей, не боящийся вводить себя в ситуацию, из которой выход чрезвычайно затруднителен. Он и был похож на злодея, но им не был. Настоящие злодеи рушат препоны для собственного удовлетворения. Но не это двигало Ханохом.

У него был особый взгляд на вещи, своё видение служения Творцу. Ханох считал, с известной долей правоты, что человек, созданный с дурным началом, должен постоянно осуществлять выбор, различая между злом и добром, по желанию Создателя. Ханох видел назначение человека в постоянной войне с собственным дурным стремлением, чтобы побеждать его беспрестанно, как сказано[ii]: "Пойдём, покорим дурные желания, и обретём награду..."

Такой подход к служению Создателю, при всей своей привлекательности, был весьма проблематичным. Ханох был похож на того, кто танцует на углях и каким-то чудом избегает ожогов. Мало того, что Ханох сам не ведал и не был уверен, что всегда победит в своих схватках с дурным началом, мало того, что постоянная война, так или иначе, не довела бы его до добра, - всё это плохо влияло на его современников. Многие, воодушевлённые примером, шли по его стопам, и, как правило, проигрывали. К тому же люди легче усваивают плохое, нежели хорошее. Большинству были невдомёк истинные побуждения Ханоха, играющего с грехом. Люди, поддавшись обманчивой браваде, не обладая духовным могуществом Ханоха, гибли всерьёз. Ханох, по сути, попрал главное правило праведности - отдаление от зла. Зло не казалось уж таким страшным, если Ханох так лихо его побеждает, и даже люди, которые бы удержались от дурного дела, опасаясь приблизиться к греху, теперь, поддавшись обаянию силы Ханоха, незаметно для себя погружались в мутный омут вседозволенности.[iii]

И всё же, благодаря своему обаянию, Ханох обретал популярность, а с нею и влияние. Все местные правители признали главенство Ханоха. Более того, все, кто имел до того власть, пришли к нему и просили стать царём над всей землёй и всеми городами. И установил Ханох мир среди них, и правил над всем человечеством 243 года, соблюдая справедливость и суд для всего народа. Ханох написал книгу «Шельшелет а-кабала», и множество других сочинений, проникнутых Б-жественным знанием. Но большинство из этих книг человечество не сохранило, и не следовало идеям, изложенным в них.

Ханох был первым, кто сочинял книги по астрономии. Он вёл упорную борьбу с потомками Каина. Ханох был великим мудрецом и праведником в том, что вернул народы к служению Всевышнему. Он определил значение звёзд, и дал веру всем народам, во всех уголках населённого мира, соотнеся её с условиями жизни и местности, разделив всю землю на семь климатических зон, в каждой из них определив свой, особый, образ жизни.

Ханох предписал, чтобы праздновали праздники и возносили жертвы в специально предназначенные для этого дни и часы, в соответствии с устройством звёзд. Некоторым он заповедал не есть определённую пищу, другим запретил сближение с жёнами во время месячных.

Он открыл значение духовной нечистоты мёртвых и объяснял, каким образом сделать жизнь в городах и поселениях размеренной и удобной. Он разделил людей на три категории: священники, правители и народ. Он определил множество других вещей, включая знание, когда прибавлять к году дополнительный месяц, то есть, как делать год високосным. Эти знания он передал Ноаху. Сыновья Ханоха: Метушелах, Элишуа и Элимелех. Дочери его: Малка и Наама.[iv]

Эпоха Ханоха - один из немногих проблесков, когда казалось, что человечество исправит свой путь и вернётся к полноценному служению Всевышнему, что всемирной Катастрофы можно избежать. К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться.

 

Из книги "До Потопа и после".

 

 


 

[i] Мидраш Рабо, 25

 

[ii] Авода зара,17.

 

[iii] Хохмат Мацпун, раби Моше Авги по "Торат мусар"

 

[iv] Сефер а-яшар.

Теги: Немножко Торы