Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Психология отката

Отложить Отложено

Есть такой феномен в процессе тшувы, который я бы назвал «откатом». Я имею в виду ситуацию, когда человек, ещё недавно с энтузиазмом возвращавшийся к богатству Торы, постигавший новый древний мир своего Наследия, исполнявший заповеди с радостью, вдруг как бы сникает, замедляет бег, словно задыхается и, порою, начинает падать со стремительностью, пропорциональной скорости ещё недавнего подъёма. Что-то отключается в человеке, он словно закисливается, теряет нить, утрачивает радость и начинает видеть вещи погасшими глазами и даже сводит на нет все свои духовные достижения, которые уже были здесь, доставляли ему радость и удовлетворение. Отчего это? Почему?

Происходит это по разным причинам, и при различных обстоятельствах. Очень часто такое случается с женщинами после развода. Двое баалей тшува, двигавшиеся с разной скоростью и с разным пониманием, настолько долго и упорно бьются друг о друга, что не выдерживают напряжения, и их мир лопается с треском, раня осколками, губя собственную душу и души их детей. Вместо осторожного постижения и согласованного движения в одном направлении, люди рвут друг друга на части и теряют всё.

Чаще виноваты мужья - баалей тшува. Именно они, открыв для себя духовные вершины, заведённые собственным «величием» и «главенством», увлечённые идеей подарить свои открытия другим, забывают о самом простом и ясном требовании иудаизма – бережного отношения к самым своим близким людям – собственным жёнам. Эти мужья, сами проснувшиеся недавно, вдруг требуют от своих жён всего и сразу, забывая, что их подруги не имели ни опыта, ни времени научиться, ни просто сил освоить сразу и хорошо эту непростую и важную роль -  быть еврейской женой.

Ещё одна причина откатов, на мой взгляд, – ожидание безоблачности и безусловной гладкости пути. Недавно вернувшимся к Торе кажется, что уже сам факт такого выбора подразумевает отсутствие проблем. Когда же они возникают, а особенно, когда решение этих проблем затягивается, люди теряются, пугаются, чувствуют себя обиженными и обманутыми, в их душе подспудный вопрос: «Ка-а-ак! Мы СОВЕРШИЛИ ТШУВУ, МЫ СТАЛИ ХОРОШИМИ, а нас бьют?! ЗА ЧТО?!!!».

И невдомёк им, что они лишь в начале пути, что они только теперь проснулись в реальности, где приходится быть взрослыми и начинать платить по счетам. Они забывают, что только теперь, с их возвращения к Тшуве начинается постройка будущего, что они вступили в войну с собственным дурным началом и должны благодарить за каждый миг пробуждения, как за величайшую Милость с Небес. Возвращение к Тшуве – не одолжение Творцу, а лишь минимальное требование к человеку, условие, чтобы начать действительно жить.

Частая причина откатов – розовые очки, взгляд на мир ортодоксального еврейства, как на мир идеальный по определению, мир тотальной праведности, поголовного благочестия, где напрочь истреблены и невозможны человеческие пороки. Когда же выясняется, что тот или иной индивид ведёт себя «не очень», или воспитан «не так», или «вообще не соответствует», то поблёкший идеал вызывает недоумение, лишается ореола и даже переключает полярность представлений с абсолютного плюса на абсолютный минус.

А ведь простое здравомыслие должно подсказать: идеалы, к которым стремится общество ещё не гарантия того, что каждый отдельный человек сумел их достичь. Тора – это указание цели и средство для её достижения, но обретение и результат – работа каждого конкретного человека.

Объединяет все причины, перечисленные выше – незавершённость, некая ущербность тшувы. Мы частенько возвращаемся к Торе, сами того не сознавая, через вещи сторонние, внешние, не главные. Поговорили с хорошим человеком,  восхитились стройностью Закона, разочаровались в окружающих, приняли взгляды супруга и многое другое, что существенно и важно само по себе, что может быть толчком к тшуве, но не может стать её целью. Всё это работает, но работает лишь до первого ненастья, до первых нестыковок.

Настоящая Тшува начинается тогда, когда при любых обстоятельствах, при любом, даже самом болезненном,  раскладе, мы помним, что есть Творец, создавший и нас, и этот мир для нас. Чтобы мы нашли в нём себя, чтобы увидели Его – любящего и заботящегося о нас всегда и везде, как бы изначально слепы и неблагодарны мы ни были.

Тшува – бесценный дар, которого многие не удостоились, и, как любая драгоценность, нуждается в бережном внимании и охране. Она – наше оправдание прошлого, смысл настоящего и билет в будущее. Так будем же достойны этого дара.

 

 

 

 

 

 

Читайте: тема Психология и Тора

Теги: Оголтелый оптимизм