Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика. Cледует быть отходчивым и негневливым. И когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 2, 10

Что такое правда, и что такое ложь?

06 марта 2018, 21:45

Отложить Отложено

 

Нас воспитали так, что ответ кажется простым. Правда – это когда передают факты так, как они есть. А ложь, соответственно, - искажение этих фактов.

Но это – лишь в теории. На деле такой упрощённый взгляд оказывается неверным. Иногда нельзя напрямую сказать правду, указав ближнему, вот так, просто и без особой нужды, на его изъян. Частенько приходится смягчать и изменять, когда правдивость не только не поможет, но, наоборот, навредит. Ибо в таких случаях то, что видится правдой, окажется ложью, ибо порождает дурное. Или, наоборот, - то что, казалось бы, выглядит ложью, приводит человека к истине.

Получается, что правда – это то, что приводит к добру и исполнению Воли Творца. Ложь же – это всё, что приводит к успеху Ситра Ахра (дословно «Другой Стороны»), то есть  порождает Зло.

Отсюда – неутешительный вывод: человек, которого отравляют дурные мысли, который весь под властью материальных забот, не способен различить, где ложь, а где, правда. Этот человек – просто слепец, всё искажено его сиюминутным эго.

Не зря же сказано (Цфания,3): «Остаток Израиля не сделают мерзости, и не произнесут кривды». Именно те, кто назван «остатком» Израиля – и никто другой. Только те, кто отшвыривают материальные заботы на последнее место, «в остаток», как вещь третьестепенную, а главное для них – духовные достижения, только у таких людей есть чутьё на правду, и чисты они от «кривды и извращений».

Те же, кто поставил во главу угла ложь и зло, если и ухитряются  порой соответствовать фактам, - то и тогда их взгляд всё портит, обращая истину в ложь. Ибо «правдивые» частности служат их главной обманчивой сути. И получается, что всё у них – ложь.

Именно это ответил Творец Ицхаку, когда Яков, младший из сыновей, получив у отца хитростью благословения, вышел, и вошёл Эсав. «И задрожал Ицхак великой дрожью…», так, что стены горячими стали - понял Ицхак, что произошёл обман, и спросил: «Кто же это?...» То есть, кто несёт ответственность за этот обман? Яков ли, который устроил «представление»? Или он сам, Ицхак, узнавший  «голос, голос Якова!», но сердцем согласившись на обман. На это ответил ему Творец: «Ни ты, ни Яков не виноваты. Вся вина на том, кто  «ловит добычу» - на Эсаве. Вы лишь всё вернули на место, вы исправили ту ложь, которую создал Эсав, обманывая отца, ведя с ним праведные речи и совершая злодеяния за его спиной.[1]

Более того, не только «рядовые» дела засчитываются злодею во зло из-за испорченной его природы, но даже те его поступки, которые выглядят праведными. Ибо всё, что ни делает злодей, всё облачается в одежду его низкой сути.

На что это похоже? На человека, который нашёл на дороге забытые кем-то вещи. Он их поднял, отправился в близлежащий город и стал кричать: «Чьё это, кто потерял?» Собираются вокруг люди, нахваливают его и говорят: «Какой же он молодец, какой праведный! Давайте же поставим его себе главой!» Сказано - сделано. Прошёл год, проходит два, три  - и на месте города – развалины. «Праведник» оказался злодеем, продавшим и город, и жителей чужеземцам, а спектакль с «возвращением пропажи», был лишь приманкой - привлечь к себе сердца и захватить власть.

Такова природа злодея. Его праведность – лицемерие, в которой уже спрятана конечная, злодейская цель, то есть его «добрый» поступок – с самого начала – ложь.

Яков, наш праотец, совершил «подлог», сделав это под давлением обстоятельств, не имея ни на йоту в виду собственную выгоду, лишь исполняя то, что было желаемо Творцом. И такая «ложь» в этих условиях, и была настоящей правдой.

Реальным же источником лжи был Эсав – основатель «теории лицемерия», действующей по сей день. Эсав, который прилюдно просит «отделять десятину» от соломы и соли, а скрытно совершает самые гнусные из грехов. Эсав, «соблюдающий семейную традицию», в сорокалетнем возрасте подыскивая в жёны «приличную партию», и в то же время закрепляет обычай, когда можно делать мерзости, оставаясь притом «приличным человеком», избегающим скандалов. Такой «джентльмен» - с ног до головы – сплошная ложь, и всё, что бы он ни делал, всё – лишь инструменты для его фальшивой жизни, которая вся – фикция. А поскольку Творец - не с лжецами, то разоблачает их ложь, лишает «приварка». Так и с Эсавом, Творец забирает у него благословения, и потому-то Ицхак, наш праотец, восклицает, подтверждая праведность Якова: «Так пусть и будет благословен!».

 

По книге раби Элияу Элиэзера Деслера «Михтав ми-Элияу», том 1, стр.94.

 

 

 


 

[1] Ялкут Шимони,Толдот,115

Теги: , Переводы, Еврейство