Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Законы и обычаи Хануки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Самые популярные вопросы о Хануке

Отвечает Рав Яков Шуб

Антисемитская политика

Переводчик Мирьям Нирман

Сегодня читаем главу Ваешев

Рав Бенцион Зильбер

Реальное существование — Шабат

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Сторонний комментарий

30 ноября 2017, 21:52

Отложить Отложено

На одну из своих статей я получил вот такой комментарий.

“…Po mne xaredim daleko ne vsegda delayut to, chto deklariruyut . Imenno kak obshestvo. Smotrela na nix 2 goda v xaredimnom rayone, chitala ix gazeti i knigi xaredimnix pisatelnits. I mne eto vse napominaet rasskazi pro sovetskiy soyuz 80-x godov. Glavnoe ne videlyatsa , i togda vse budet OK, obshestvo o tebe pozabotitsa. Strannaya ekonomicheskaya model, strax pered vneshnim mirom, strannaya neprakrichnaya odezda i da -koe-gde perezitki goyskix srednevekovix obichaev. Nekrasivoe otnoshenie k gosudarstvu Izrail. I vse po blatu. Ochen vazno kto iz kakoy semyi i u vsex podvidov svoya obshina, i zenyatsa tolko v ney vosnovnom.  

S drugoy storoni vospitanie ne napravlennoe na sebya i vse i mnogo vzaimopomoshi. Xotya bez etoy pomoshi mnogie bi ne smogli vesti takoy obraz zizni”.

Если честно, этот отзыв вызвал во мне сплошное недоумение. Тем не менее, попробую выступить в качестве «ответчика», хотя настоящей роли «обвиняемого» ни на себя, ни тем более на общество, к которому принадлежу, взваливать не намерен.

1.«Харедим не всегда делают то, что декларируют…». – Это очень лестное замечание. Люди, которые ВСЕГДА делают то, что декларируют, крайне редки в любом обществе. Вопрос ведь не только в том, в какой мере людям удаётся достичь своих идеалов, хотя это и важно, важнее то, какие усилия они для этого прилагают, и насколько искренне к этому стремятся. Если человек, пусть даже слабовольный и не слишком «хороший» по природе, стремится к добру и правде, то, - пусть на шажок, - он продвинется в этом. Страшнее, когда за идеал и цель провозглашается заведомое зло – распущенность и вседозволенность.

2. «Смотрела на них два года в харедимном районе, читала их газеты и книги харедимных писательниц…». - Пусть даже вы не приняли образ жизни,  но за два года, проведённых «рядом» с кем бы то ни было, казаться «странным» это уже не должно, будь то папуасы в Новой Гвинее, или коренные австралийцы. «Неприемлемыми», - ладно, «чуждыми» – пусть будет так, но «странными»? - Если уж «наблюдали» вблизи и интересовались, почему не поговорили «по душам» и не разрешили ваши недоумения, наладив прямой контакт? Почему не выяснили конкретный вопрос прямо там, на месте?

3. «…Мне всё это напоминает рассказы про Советский Союз восьмидесятых годов: главное – не выделяться, и тогда всё будет ОК…» - Есть подобие, и есть различия. Я ведь был и там и здесь. Нежелание выделяться здесь исходит из элементарной скромности и уважения к окружающим, и этому источник - в Еврейском Законе.  И этот Закон – единственный критерий. Нет КГБ, нет парткомов и профкомов. Да, есть общественное осуждение, и это сильнейший, - но и единственный, - внешний сдерживающий фактор. Но, в отличие от СССР, есть выбор: соседняя улица, другой город, другая страна. Доброе имя человека и достоинство семьи - значение таких вещей для здорового общества жизненно необходимо, пусть даже кажется кому-то понятием устаревшим.

4. «Общество о тебе позаботится…» - Наверное, здесь вы не имеете в виду чисто еврейскую взаимовыручку и благотворительность, которые действительно играют большую роль внутри харедимного общества. Но могу вас «удивить»: нет никакого и государственного предпочтения «харедимным» перед остальными, не смотря на все «коалиции» и «кондиции», а вот инсинуаций и попрёков – хоть отбавляй.

5. «Странная экономическая модель….» - Ну, да, необычно. Мужики учатся. Женщины тянут на себе и дом, и детей. Не просто. Но, почему-то девушки ищут в женихи именно тех, кто будет учить Тору, и других не хотят. Да и многие мужья через несколько лет глобальной учёбы подрабатывают, и это никто не считает зазорным. Да, цель – не карьера, а семья и воспитание детей, довольствие малым, иногда минимумом, но счастье видят именно в мирном доме и правильно, то есть в Торе, воспитанных детях. Тут уж ничего не поделаешь – для светских  это верх «странности». Такие уж мы, евреи.

6. «Страх перед внешним миром…» - Я бы сказал – страх за детей перед внешним миром. Страх загрязниться, страх потерять себя и утратить Наследие. – Бояться нечего лишь тому, кому нечего терять. Нам есть что терять.

7. «Странная, непрактичная одежда… пережитки гойских средневековых обычаев…» - Мы - свидетели существования Творца, мы – Его посланники, мы – Его солдаты. Это мы были на Синае, и через нас Он открылся миру. Одежда – наша визитная карточка: «Я принадлежу Другу своему, а Он – мне…»[1]. Одежда кричит: «Мы – евреи, и нас не сбить с пути!» Да, наша одежда – намеренно не по сегодняшней моде, она консервативна и напоминает о пройденном пути через страны и народы – мы же древний народ, нам - не семьдесят лет, нам - больше тридцати трёх веков…

8. «Некрасивое отношение к государству Израиль…» - Большей «некрасивости в отношение к государству Израиль», чем у самого этого государства, на мой взгляд, и быть не может. Назвали бы государство как-нибудь иначе, не так бы бросалось в глаза. Но истина - как раз в ином: харедимные серьёзней и ответственней подходят к этому вопросу. Если уж они и протестуют, то, как раз против осквернения понятия «еврейское государство», которое по определению должно быть сосредоточием еврейского духа, а не тем, что многие думают – «еврейской» псевдодемократической свалкой.

9. «И всё по блату» - Ну, не знаю. Мы вырастили детей, отдавали в лучшие школы, ешивы, женили, выдавали замуж, и, как правило, чтоб не сглазить, пока удачно. Родственников влиятельных здесь у нас не было, и нет, но это не помешало.  Я бы сказал, что заручиться рекомендацией никогда не повредит, и есть случаи, когда это очень важно. Но это вовсе не то, что имелось в виду в Советском Союзе моего времени. Там определяющим принципом было «Ты – мне, я – тебе». Впрочем, протекция иногда переходит рамки разумного и справедливого, и это то, что мы называем Галутом. И, кстати, нет никакой надобности идеализировать харедимное общество, оно имеет свои проблемы и недостатки, как всё несовершенное, ведь иного в Галуте и не дано.

10. «…Очень важно кто, из какой семьи, и у всех «подвидов» - своя община, и женятся только в ней в основном». – Традиции семьи у евреев, как правило, - это многовековой уклад, отшлифованный временем и богатым опытом множества поколений. Это касается и воспитания детей и огромного количества нюансов в поведении и отношении к быту и жизненным явлениям. Поэтому  указанная вами особенность, на мой взгляд, вполне естественна и приемлема. Разделение на «подвиды» также объяснимо. Еврейские общины имеют каждая своя историю и путь по странам и народам. Впрочем, как вы, наверное, знаете, разделение на двенадцать колен существовало в нашем народе изначально. Более того, каждое колено, за исключением колена Леви, имело в Земле Израиля своё особый надел, свои обычаи, особенности и даже свой флаг, а браки между коленами не слишком поощрялись. Не смотря на всё это, евреи всегда считали себя единым народом, который так и назывался - Сыновья Израиля. Мы – единая армия Творца, где у каждого «рода войск» своё предназначение. Евреи и передвигались по пустыне сорок лет военным порядком, поделенным на двенадцать станов. Так что деление на «роды войск» вовсе не является признаком разброда в нашем народе. Главное – все верили в Единого Творца и следовали одному, - письменному и устному - Завету, полученному на горе Синай.

Расслоение начинается там, где евреи оставляют Тору или пытаются «реформировать» или «исправлять» её.

Данные заметки, естественно, не претендуют на полноту, но открывают, надеюсь, путь к более глубокому диалогу.

 

 

 

 


 

[1] Шир а-Ширим.

Теги: , Оголтелый оптимизм

Оставить комментарий

15 комментариев

limi, 01-12-2017 00:03:06

Прекрасно!

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 01-12-2017 03:07:59

Спасибо.

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 01-12-2017 08:55:26

Да, хорошо, что тот человек начинает диалог, пусть даже с некоторыми нападками и чуть позднее, чем если бы он спрашивал там, где тогда жил. И Ваши ответы доброжелательны, развёрнуты и понятны. Спасибо.
Шаббат Шалом!

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 01-12-2017 12:35:10

Вы правы. Спасибо. Доброй Субботы!

ответить         Ссылка на комментарий
EMEK, 03-12-2017 12:32:55

העניין הוא שאתה חושב שאם מישהו נחשף לחברה חרדית לעומק הוא ישתכנע וילך בדרך הזאת. וכתבתי שזה לא נכון. קודם כל לא ברור מי זה בדיוק חרדי - ספרדי, חוצניק, ליטאי, ברסלב, גור, פלג ירושלמי, עדה חרדית, חב''ד. כך שקשה להכליל.
אין שום האשמות, יש מבט מהצד, לא צריך להיעלב
עכשיו מנסה לחדד לפי רשימה שלך
1. יש הצהרה כללית שהכי חשוב זה ללכת לפי דרך התורה. אני קיבלתי הרגשה שמגמישים את זה לפי צורך השעה או סתם מנהג. לדוגמא כבוד תלמידי חכמים, הרבה פעמים אין כבוד לתלמידי חכמים מזרם אחר. מצווה לגור בארץ, מי שלא בא לו אומר שלא חייבים. פרנסת משפחה. בעיקרון לפי תורה בעל מפרנס, אישה מגדלת ילדים אבל ביטלו את זה לצורך השעה.
2. לא צריך לבוא בטענות למילה מסוימת. אולי ניסוח לא מדויק. אז מה? וזה לא נעים לאנשים ששואלים שאלות לא נעימות, למה סתם לגרום לאי-נעימות, בכל מקרה אין תשובה מניחה את הדעת
3.התכוונתי שלבן אדם חרדי אין הרבה אפשרויות לבחירה חופשית. תלוי תת-מגזר
כמובן. שוני יכול לפגוע בשידוכים ובשם הטוב
מאוד ברור לבן אדם איפה ומה הוא עושה, באיזה גיל הוא מתחתן ועם מי
לא מדברת על בעלי תשובה. בגדול בן אדם אמור ללכת לישיבה של זרם שלו ולהיות שם עד שהוא לא בגיל צבא לפחות, הוא לא מחליט אם הוא רוצה ללכת לצבא או לא, לא מחליט אם מתאים לו להיות אברך, לא מחליט במה הוא רוצה לעבוד, לא מחליט איזה סגנון כובע וחליפה הוא ילבש ולא מחליט איפה הוא יגור.
כמובן יש מגזרים יותר פתוחים ויש יותר סגורים
גם בברית המועצות בן אדם עבד איפה ששלחו אותו, התלבש סטנדרטי, לא יכול היה לבחור חופשי איפה לגור. פה אין כפייה אבל בחור או בחורה שגדלו בחברה חרדית לא יצליחו להסתדר בחברה כללית בדרך כלל. אין להם בגרות, אין פתיחות לכל מיני סוגי עבודות, אין משפחה וקהילה תומכת. ובחברה חרדית משפחה וקהילה מאוד תומכות
4.דווקא כן התכוונתי לשיטת גמחים ועזרה הדדית. זה טוב ומבורך אבל יוצר תלות.
5.התכוונתי לא לזה. אלא שיש כמה ספונסורים או תורמים והרבה משפחות שמכניסות פחות ממה שמוציאות ונעזרות בתורמים וגמחים. עם שנים זה יכול להתפרק. לצורך העניין לא משנה מי עובד אישה או גבר
6.בגיל מסוים אמונה אמורה להיות מספיק חזקה כדי להתמודד גם עם השפעה מבחוץ. לא דיברתי על ילדים. אחרת יקרה מה שקרה במאה 19 כשהשכלה גרמה לחילון של רב היהודים. כך שכן צריך לדעת להתמודד
7.מביאה דוגמאות. גשם ירושלמי, אנשים הולכים עם כובע שחור שעף כל רגע ושקיות על הראש. אין בזה שום הגיון ואין שום קשר להר סיני. מותר לשים כובע חורפי רגיל ומעיל חורפי. לא אמרו בהר סיני ללכת עם כובע מעופף. חליפה שכורה גם לא פרקטית, לא ברור למה היא יותר יהודית מסבדר. סגנון מסוים של כובע גם אין לו שום הסבר הגיוני ואין שום קשר בין זה לשמירת מצוות
8.כשאתה גר במדינה מסוימת אתה צריך לכבד אותה ואת מי שמתחזק אותה. אם חרדים חושבים שהם חלק הם צריכים להשפיע ולא רק לבוא בטענות מה לא בסדר
אם הם לא בטוחים בנחיצות המדינה אז בכלל דעתם לא חשובה
וכן ללמוד בישיבה יותר בטיחותי מלשרת בצבא
ויותר בטיחותי מלעמוד בחדר ניתוח, לבנות כבישים...
נשאלת שאלה האם בן אדם לומד לשמה או כדי ליהנות מעולם הבא כבר עכשיו וכל השאר שיתמודדו עם עולם הזה. בעיניי זה ניצול.
9.כנראה טעיתי. אולי תלוי תחום.
מה אם משרות תורניות ובבתי ספר? האם זה פתוח או בכל זאת עדיף קשרים נכונים?
10. אתה מביא דוגמא של שבטים. בגלל זה הם נלחמו אחד נגד שני ובסוף גם התפרקו לשתי ממלכות והסוף ידוע. מצב המתואר בספר שופטים הוא די עצוב. ראה מקרה של פלגש בגבעה. וגם מלחמות אחרות
כשקהילה בכוונה בונה את עצמה בצורה שנישואין עם יהודי מקהילה אחרת בלתי אפשריים זה עצוב. אי-אפשר להיות עם אחד אם לא מתחתנים אחד עם השני
אין שום סיבה לקדש את עובדה שסבא שלו מהונגריה וסבא שלה מפולין ולהיתקע בשוני הזה. התנהגות מצערת

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 03-12-2017 15:41:48

Простите меня, но я не готов превращать этот блог в "кухонную перепалку". На конкретные, компактные замечания, даже если они не лицеприятны, отвечать готов. Извините. Спасибо вам. Всего доброго.

ответить         Ссылка на комментарий
EMEK, 04-12-2017 12:53:08

вы правы. нет смысла. видимо я недостаточно точно сформулировала, т.к. ваши ответы вообще неудовлетворительны. перед тем, как куда-то вливаться, человек смотрит, изучает.. может вам после советского союза не виден недостаток личной свободы, но тем, кто вырос по-другому это бросается в глаза
и экономическая модель тоже. в союзе жили не считая, он развалился. и тут тоже что-то похожее. нет соответствия затрат доходам , и на уровне общества. поэтому такая система гмахов, но, чтоб они были, кто-то должен туда жертвовать.
и в ту же тему- харедим не могут быть врачами, но к врачам ходят. и очень большое внимание виду шляпы и пиджака, не очень понятное.
и последнее. у русских евреев нет своей традиции, они потомки литаим и хасидов, почему даже чере 25 лет нет вливания, а напротив есть попытки строить свою общину.

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 04-12-2017 14:32:03

11.«…вам после советского союза не виден недостаток личной свободы, но тем, кто вырос по-другому это бросается в глаза» - Вы не поверите, но личную свободу я ощущал и в СССР и здесь. Ощущение личной свободы как раз и состоит в том, чтобы следовать Истине, не смотря на давление извне. Политическое и психологическое давление на харедимных в Израиле огромно, но мы, слава Б-гу, держимся.
12. «…экономическая модель тоже. в союзе жили не считая, он развалился. и тут тоже что-то похожее. нет соответствия затрат доходам , и на уровне общества. поэтому такая система гмахов, но, чтоб они были, кто-то должен туда жертвовать….» - Умение экономически выживать при минимальных средствах, при этом оставаясь порядочным человеком и помогая ближним, – чисто еврейская экономическая модель. Этому посвящена огромная доля Шульхан Орух (весь Хошен мишпат, часть Йорэ Дэа).
13. «…харедим не могут быть врачами, но к врачам ходят…» - Харедимные евреи были, да и теперь бывают врачами, технарями и т.д., просто у нас другие приоритеты, и выбор профессии согласовывается именно с ними. Врачом может быть и русский человек, а вот учить Тору могут лишь евреи.
14.«очень большое внимание виду шляпы и пиджака, не очень понятное». - Ну да, это наш знак принадлежности к царскому дому, а вы не знали?
15. «…у русских евреев нет своей традиции, они потомки литаим и хасидов, почему даже чере 25 лет нет вливания, а напротив есть попытки строить свою общину». - У русских евреев есть своя традиция, просто нужно копнуть историю собственной семьи до слоя, когда ваши предки ещё были харедимными евреями, а это было у всех. Или спросить о вашем конкретном случае у компетентного Рава.

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 04-12-2017 19:50:06

Простите, пожалуйста, я совершенно не в теме, но можно спрошу? В чём, по-Вашему, выражается личная свобода, о недостатке которой Вы пишете? Почему строительство своей общины - это недостаток? Если бы было вливание, то что могло бы измениться в лучшую сторону и могло ли бы наверняка? Несоответствие затрат доходам - это касательно каких групп людей? Прошу простить, если вопросы показались некорректными, тогда можно не открывать.

ответить         Ссылка на комментарий
gpollack, 10-12-2017 22:55:02

"харедим не могут быть врачами, но к врачам ходят" - шо, серьезно???
Среди моих ближайших знакомых, как минимум, четыре врача. И все - харедим. Причем врачи высочайшего уровня, к ним из Европы приезжают лечиться. Кстати, кто организовал "Терем", не подскажете?
И если бы даже было так, как вы говорите, если человек не врач - ему нельзя ходить к врачам? Или я что-то не понял?

ответить         Ссылка на комментарий
Racional, 04-12-2017 12:56:59

прочитал развернутый комментарий EMEK который был поначалу скрыт
вы правы каждый пункт путь к глубокому диалогу
затрагивает реальную проблему и требует детального рассмотрения

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 04-12-2017 15:11:52

Если есть настоящее желание понять. Надеюсь, что есть.

ответить         Ссылка на комментарий
Racional, 04-12-2017 09:46:20

разрешите поделиться своми мыслями к автору комментария
1 это обобщение. всех харедим под одну гребенку. а как вы определяете кто хареди? по одежде? в любой общине есть и ложка дегтя, в семье не без урода
2 активное участие в жизни общины больше бы привязало к ней. пассивное наблюдение и поиск недостатков выявляют лишь внешие причины
3 есть чем выделяться прилежной учёбой или добрыми делами
4 что верно то верно. чувствуется боль автора за то что о ней не позаботились.
5 экономическая модель диктуется условиями рынка и корректируется еврейским законом. в чем нельзя обвинить харедим это что они фраера и бездумные транжиры
6 если на улице ураган то неумно бесстрашно открывать окно особенно если дома маленькие дети
7 американский президент даже в жарком Израиле был в пиджаке
8 думали почему именно к Израилю а в других странах они лояльные граждане? из-за особого отношения израильского государства к ним
9 извините а в эксклюзивный клуб только так. и ссуды давать первым встречным поперечным опаснее чем своим
10 извините но люди обычно кучкуются с подобными себе и своей ментальности
и еще раз извините но писать латинскими буквами по русски когда в сети есть тьма переводчиков транслита это просто неуважение к читателю. вместо того чтобы быстро прочитать я потратил больше времени на расшифровку латинницы

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 04-12-2017 15:12:10

Замечательно.

ответить         Ссылка на комментарий
cello, 05-12-2017 09:11:18

Лично меня смутила фраза «смотрела на них 2 года в харедимном районе». Что это значит? Если жила по соседству, то так много не увидишь. А если жила внутри, то почему смотрела на «них», а не на нас… Судя по комментарию речь идет о ком-то, кто по тем или иным причинам так и не смогла интегрироваться. Но тут в любом случае причину надо искать в себе - или недостаточно хотела или недостаточно усилий приложила, чтобы чувствовать себя там как дома, да и 2 года – небольшой срок. Я знаю кучу русских, которые замечательно себя чувствуют в харедимных шхунот и никто их не отторгает и все их любят. Как правило, много людей хороших вокруг, да и времена меняются - сейчас русский бааль тшува уже не такая диковинка как 30 лет назад. А русская семья, вырастившая 8 или 10 детей в харедимной шхуне, это уже по определению другой уровень и соблюдения и уверенности в себе, и отношение к ним соответствующее. А то, что жениться не хотят, так на это не надо обижаться, я тоже своих детей не со всеми женить согласна))

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий