Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Законы и обычаи Хануки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Самые популярные вопросы о Хануке

Отвечает Рав Яков Шуб

Антисемитская политика

Переводчик Мирьям Нирман

Сегодня читаем главу Ваешев

Рав Бенцион Зильбер

Реальное существование — Шабат

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Спор по-ленински

28 сентября 2017, 09:27

Отложить Отложено

 

Мы спорим некорректно, по-ленински. Когда мы хотим сразить оппонента, мы берём для примера не средний и типичный случай, а хватаем крайние проявления, мы доводим пример до абсурда и представляем критикуемое явление в самом неприглядном свете. Так нам кажется убедительней,  так нам видится верней. Ибо наша цель – сразить наповал,  смести все возражения и победить. Наша цель победить в споре, во что бы то ни стало, нам кажется, если мы пойдём на малейшую уступку, нас не услышат, нас тут же объявят проигравшей стороной, и «истина», а с нею и наша «гордость» пострадает неимоверно, а то и «безвозвратно».

Это часто случается, когда спорят о харедимных. Образ рисуется такой карикатурный, словно «Штюрмер» стоит за нашей спиной и направляет нашу мысль и нашу речь. Наверное, стараются СМИ, наверное, наше провинившееся подсознание заставляет искажать картинку. И это до такой степени, что нет никакой возможности, по правде говоря, разобраться по-настоящему: почему харедимные «неприемлемы». У нас сложился стереотип «ультраортодокса», как «сомнительного маньяка», склонного ко всяким крайностям, как «средневекового монстра», потерявшего всякую связь с сегодняшней реальностью. Мы морщимся, лишь  только мелькнёт на горизонте чёрная шляпа или покажется краешек пейсов.

Отчего же это происходит? А всё от того же. Мы не видим и не знаем, что такое обыкновенный харедимный еврей.  Мы даже не пытаемся узнать или понять это. Мы не отдаём себе отчёт в том, что харедимный – это еврей с древними корнями, чьё мировоззрение основано на глубокой духовности, что это звено, тянущееся из прошлого и гарантирующее будущее еврейского народа.

Мы питаемся жвачкой и образами, навязанными извне. Тем, что нам подсовывают, тем, что нам пытаются внушить, тем, что подсказывает нам наш внутренний дискомфорт. Так представляли себе евреев в нацистской Германии, так представляют нас наши враги, внутренние и внешние. Так представляют себе евреев антисемиты всех оттенков.

Если вы говорите, что не приемлите харедимного еврея, то будьте честны, хотя бы с собой. Освободитесь от ложного образа, постарайтесь понять или разузнать, что же в действительности вам мешает, что по-настоящему вам неприемлемо. Ведь вы тоже еврей, и ваша светскость – не ваш выбор, вы просто упали в эту светскость, ибо ничего другого не знали, и знать не хотели. А то, быть может, ткнулись, пытались вернуться, набили шишки, а теперь, чтобы не признаваться в собственной слабости, поддерживаете нечистоплотный хор предвзятости и вторите откровенной лжи.

Я не собираюсь идеализировать харедимное общество, оно состоит из разных людей. Здесь также встречаются типы, вызывающие тошноту, но ведь дело то не в этом, а в том, честны ли мы, в самом деле, перед собой и перед собственными детьми.

 

ГМАР ХАТИМА ТОВА!

Теги: , Оголтелый оптимизм

Оставить комментарий

4 комментария

tamirgerber, 28-09-2017 18:23:08

Гмар хатима това!

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 28-09-2017 21:31:43

Спасибо. И вам всего хорошего!

ответить         Ссылка на комментарий
EMEK, 21-11-2017 19:08:20

A esli da pitalis uznat i po mne xaredim daleko ne vsegda delayut to, chto deklariruyut . Imenno kak obshestvo. Smotrela na nix 2 goda v xaredimnom rayone, chitala ix gazeti i knigi xaredimnix pisatelnits. I mne eto vse napominaet rasskazi pro sovetskiy soyuz 80-x godov. Glavnoe ne videlyatsa , i togda vse budet OK, obshestvo o tebe pozabotitsa. Strannaya ekonomicheskaya model, strax pered vneshnim mirom, strannaya neprakrichnaya odezda i da -koe-gde perezitki goyskix srednevekovix obichaev. Nekrasivoe otnoshenie k gosudarstvu Izrail. I vse po blatu. Ochen vazno kto iz kakoy semyi i u vsex podvidov svoya obshina, i zenyatsa tolko v ney vosnovnom.
S drugoy storoni vospitanie ne napravlennoe na sebya i vse i mnogo vzaimopomoshi. Xotya bez etoy pomoshi mnogie bi ne smogli vesti takoy obraz zizni.

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 27-11-2017 12:25:16

Если честно, то ваш отзыв вызвал во мне сплошное недоумение. Тем не менее, попробую выступить в качестве «ответчика», хотя настоящей роли «обвиняемого» ни на себя, ни тем более на общество, к которому принадлежу, взваливать, не намерен.

1.«Харедим не всегда делают то, что декларируют…». – Это очень лестное замечание. Люди, которые ВСЕГДА делают то, что декларируют, крайне редки в любом обществе. Но всё же мне посчастливилось встречать именно таких людей, и, как это не «удивительно», именно среди харедимных. Вопрос ведь не только в том, в какой мере людям удаётся достичь своих идеалов, хотя это и важно, важнее то, какие усилия они для этого прилагают, и насколько искренне к этому стремятся. Если человек, пусть даже слабовольный и не слишком «хороший» по природе, стремится к добру и правде, то, - пусть на шажок, - но продвинется в этом. Страшнее, когда за идеал и цель провозглашается заведомое зло – распущенность и вседозволенность.

2. «Смотрела на них два года в харедимном районе, читала их газеты и книги харедимных писательниц…». - Пусть даже вы не приняли образ жизни, но за два года, проведённых «рядом» с кем бы то ни было, казаться «странным» это уже не должно, будь то папуасы в Новой Гвинее, или коренные австралийцы. «Неприемлемыми», - ладно, «чуждыми» – пусть будет так, но «странными»? - Если уж «наблюдали» вблизи, и, надеюсь, интересовались, почему не поговорили «по-душам» и не разрешили ваши недоумения с любой опытной, разумной харедимной женщиной, вы же знаете язык? Неужели такой не нашлось? Да не поверю!

3. «…Мне всё это напоминает рассказы про Советский Союз восьмидесятых годов: главное – не выделяться, и тогда всё будет ОК…» - Есть подобие, и есть различия. Я ведь был и там и здесь. Нежелание выделяться здесь исходит из элементарной скромности и уважения к окружающим, и этому источник - в Еврейском Законе. И этот Закон – единственный критерий. Нет КГБ, нет парткомов и профкомов. Да, есть общественное осуждение, и это сильнейший, - но и единственный, - сдерживающий фактор. Но, в отличие от СССР, есть выбор: соседняя улица, другой город, другая страна. Доброе имя человека и достоинство семьи - значение таких вещей для здорового общества жизненно необходимо, пусть даже кажется кому-то понятием устаревшим.

4. «Общество о тебе позаботится…» - Наверное, вы не имеете в виду чисто еврейскую взаимовыручку и благотворительность, которые действительно играют большую роль внутри харедимного общества. Но, могу вас «удивить», - нет и никакого государственного предпочтения «харедимным» перед остальными, не смотря на все «коалиции» и «кондиции», а вот инсинуаций и попрёков – хоть отбавляй.

5. «Странная экономическая модель….» - Ну, да, необычно. Мужики учатся. Женщины тянут на себе и дом, и детей. Не просто. Но, почему-то девушки ищут в женихи именно тех, кто будет учить Тору, и других не хотят. Впрочем, многие мужья через несколько лет подрабатывают, и это никто не считает зазорным. Да, цель – не карьера, а семья и воспитание детей, довольствие малым, иногда минимумом, но счастье видят именно в мирном доме и правильно, то есть в Торе, воспитанных детях. Тут уж ничего не поделаешь – для светских это верх «странности». Такие уж мы, евреи.

6. «Страх перед внешним миром…» - Я бы сказал – страх за детей перед внешним миром. Страх загрязниться, страх потерять себя и утратить Наследие. – Бояться нечего лишь тому, кому нечего терять. Нам есть что терять.

7. «Странная, непрактичная одежда… пережитки гойских средневековых обычаев…» - Мы - свидетели существования Творца, мы – Его посланники, мы – Его солдаты. Это мы были на Синае, и через нас Он открылся миру. Одежда – наша визитная карточка: «Я принадлежу Другу своему, а Он – мне…» . Одежда кричит: «Мы – евреи, и нас не сбить с пути!» Да, наша одежда – намеренно не по сегодняшней моде, она консервативна и напоминает о пройденном пути через страны и народы – так мы же древний народ, нам - не семьдесят лет, нам - больше тридцати веков…

8. «Некрасивое отношение к государству Израиль…» - Большей «некрасивости в отношение к государству Израиль», чем у самого этого государства, на мой взгляд, и быть не может. Назвали бы государство как-нибудь иначе, не так бы бросалось в глаза. Но истина - как раз в ином: харедимные серьёзней и ответственней подходят к этому вопросу. Если уж они и протестуют, то, как раз против осквернения понятия «еврейское государство», которое по определению должно быть сосредоточием еврейского духа, а не тем, что многие думают – «еврейской» псевдодемократической свалкой.

9. «И всё по блату» - Ну, не знаю. Мы вырастили детей, отдавали в лучшие школы, ешивы, женили, выдавали замуж, и, как правило, чтоб не сглазить, пока удачно. Родственников влиятельных здесь у нас не было, и нет, но это не помешало. Я бы сказал, что заручиться рекомендацией, никогда не помешает, и есть случаи, когда это очень важно. Но это вовсе не то, что имелось в виду в Советском Союзе моего времени. Там определяющим принципом было «Ты – мне, я – тебе». Впрочем, протекция иногда переходит границы разумного и справедливого, и это то, что мы называем Галутом. И, кстати, нет никакой надобности идеализировать харедимное общество, оно имеет свои проблемы и недостатки, как всё несовершенное, ведь иного в Галуте и не дано.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий