Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Глава Мишпатим

Рав Бенцион Зильбер

Правда и вера

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Зачем Всевышнему нужен человек, который сделал свой выбор и решил не соблюдать заповеди?

Отвечает Рав Эльяким Залкинд

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Что иудаизм говорит о существовании внеземных цивилизаций?

Отвечает Рав Меир Мучник

"Образ" и "подобие"

16 декабря 2016, 08:47

Отложить Отложено

Картинки по запросу миры

 

Камнем преткновения для многих служит выражение Торы, описывающее создание Человека[1]: "И сотворил Всесильный Адама по образу Своему, по образу Всесильного сотворил его".

 

Понятие "целем" - "образ" требует разъяснения. Впрочем есть ещё один похожий отрывок[2]: "Сделаем Адама по образу нашему, по подобию нашему...".

(Про множественное число в этом предложении - отдельный разговор, на этот счёт есть целый ряд объяснений: тут и мера скромности Творца, словно советующегося с ангелами, с которыми человек в родстве, чтоб не завидовали, тут и объяснение сущности человека, соединяющего в себе материальное с духовным и ещё, и ещё... Но когда дошло до дела - "И сотворил Всесильный Адама..." - Он, Единственный, творил.)

 

Но вот что нас интересует, так это сами термины: "по образу" и "по подобию". Сказать, что облик человека - олицетворяет, не дай Б-г, образ Творца, - значит погрешить против истины, ведь пророк Ишайя на этот счёт выразился без обиняков[3]: "Какое подобие соорудите Ему!" Нет, тут на прямики не пойдёшь.

 

А суть вот в чём: есть в человеке нечто, некая суть, что свойственна Творцу. Такой подход, например к слову "подобие" можно проиллюстрировать отрывком из Псалмов, где бедняк жалуется[4]: "Уподобился я пустынной сове..." - речь не о том, что человек покрылся перьями и отрастил крылья, нет - просто ощущает себя одиноким и блуждающим в темноте, как пустынная сова.

 

Так и слово "целем" - "образ" - отражает тождество некоторому качествуТворца, которое мы попробуем определить.

 

Ответ кроется тут же, в самом отрывке: "По образу Всесильного...". У Творца несколько Имён, но Тора выбрала здесь именно это - Элоким - Всесильный, и не случайно. О чём говорит это Имя? Оно указывает, на то, что Он - владетель и источник всех существующих сил: природных, надприродных, каких хотите.

 

Человек, скажем, способен построить дом. Он сооружает его из дерева или камня, но материал для строительства человек берёт из того, что уже существует, что уже сотворено. Положив кирпич в стену, человек удаляется, - и не он удерживает стену от падения, не он скрепляет раствором кирпичи, не он даёт устойчивость постройке. То есть, человек лишь пользуется материалами и силами, существующими в мире, которые не он создал.

 

Всевышний же, сотворивший всё из ничего, с самого начала мира продолжает поддерживать и творить без перерыва все существующие силы и материальные объекты, ибо без этого всё исчезнет в мгновение ока, как будто никогда и не было. В этом и заключена суть Имени Элоким - Всесильный - владетель всех без исключения сил. Любая частная сила в любом из существующих миров - всё это Он, дающий им импульс и значение непрерывно. Они всегда подчинены Ему, Он один волен их направлять, менять и упорядочивать, как того пожелает.

 

Вот этому качеству Творца есть подобие у человека. Всевышний придал человеку власть, пусть и ограниченную, над силами и мирами. Как же человек может осуществить эту власть? Да всем, что в нём есть: и физическим действием, и словом, и образом мыслей - всё влияет на мир, всё придаёт направление силам, действующим вокруг, предметам, окружающим его.

 

Доброе направление мыслей, доброе слово, праведное действие меняют мир к добру, и не только этот, видимый нам мир, но и вышние миры, духовные вселенные, придавая им дополнительную святость и духовный свет.

 

Но и наоборот, дурные поступки, несправедливые слова, грязные мысли разрушают, не дай Б-г, равновесие миров, затмевают свет и губят души людей.

 

 

По книге "Нефеш а-Хаим" раби Хаима из Воложина.

 

 

 


 

[1] Берешит,9,6

 

[2] Берешит,1.,26

 

[3] Ишайя,40,18

 

[4] Теилим, 102,7

Теги: , Еврейство

Нравится!
Поделиться ссылкой:
Оставить комментарий

7 комментариев

tamirgerber, 16-12-2016 16:29:20

Стало быть, "образ" - это способность к творчеству, а "подобие" - это способность изменять мир? Я правильно Вас понял, р.Александр?

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 18-12-2016 06:16:35

"Образ" - это, как я понимаю, способность менять мир, а вот с "подобием" ещё следует разобраться.

ответить         Ссылка на комментарий
Yisro, 17-12-2016 22:54:00

Ну вот про образ - понятно. А подобие - это свобода выбора, так получается, рав Александр?
Шавуа тов!

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 18-12-2016 06:18:35

Возможно, но не уверен, с этим нужно ещё разобраться. Шавуа тов!

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 18-12-2016 08:33:28

Шавуа тов! Подобие - это, вряд ли, свобода выбора. Подобие, наверное, это поступать так, как поступил бы другой. В данном случае, Творец, если говорим о подобии Ему.

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 18-12-2016 08:44:25

Судя по приведённому в тексте примеру с "пустынной совой", слово "подобие" объясняет принцип создания человека по образу Творца, то есть, не как полное тождество, но обретение неких свойств, которые не свойствены никому из творений, но лишь человеку, и одно из них, как сказано, - способность влиять и изменять окружающий мир. Доброй недели вам и хорошего дня!

ответить         Ссылка на комментарий
fktrcfylhjdbx810727, 25-12-2016 03:19:03

ХОРОШО СКАЗАНО

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий