Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек дает, даже не рассчитывая получить что-либо взамен, но твердо знает, что отдача — это получение, то одно это знание превращает отдачу в получение.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

"Образ" и "подобие"

16 декабря 2016, 08:47

Отложить Отложено

Картинки по запросу миры

 

Камнем преткновения для многих служит выражение Торы, описывающее создание Человека[1]: "И сотворил Всесильный Адама по образу Своему, по образу Всесильного сотворил его".

 

Понятие "целем" - "образ" требует разъяснения. Впрочем есть ещё один похожий отрывок[2]: "Сделаем Адама по образу нашему, по подобию нашему...".

(Про множественное число в этом предложении - отдельный разговор, на этот счёт есть целый ряд объяснений: тут и мера скромности Творца, словно советующегося с ангелами, с которыми человек в родстве, чтоб не завидовали, тут и объяснение сущности человека, соединяющего в себе материальное с духовным и ещё, и ещё... Но когда дошло до дела - "И сотворил Всесильный Адама..." - Он, Единственный, творил.)

 

Но вот что нас интересует, так это сами термины: "по образу" и "по подобию". Сказать, что облик человека - олицетворяет, не дай Б-г, образ Творца, - значит погрешить против истины, ведь пророк Ишайя на этот счёт выразился без обиняков[3]: "Какое подобие соорудите Ему!" Нет, тут на прямики не пойдёшь.

 

А суть вот в чём: есть в человеке нечто, некая суть, что свойственна Творцу. Такой подход, например к слову "подобие" можно проиллюстрировать отрывком из Псалмов, где бедняк жалуется[4]: "Уподобился я пустынной сове..." - речь не о том, что человек покрылся перьями и отрастил крылья, нет - просто ощущает себя одиноким и блуждающим в темноте, как пустынная сова.

 

Так и слово "целем" - "образ" - отражает тождество некоторому качествуТворца, которое мы попробуем определить.

 

Ответ кроется тут же, в самом отрывке: "По образу Всесильного...". У Творца несколько Имён, но Тора выбрала здесь именно это - Элоким - Всесильный, и не случайно. О чём говорит это Имя? Оно указывает, на то, что Он - владетель и источник всех существующих сил: природных, надприродных, каких хотите.

 

Человек, скажем, способен построить дом. Он сооружает его из дерева или камня, но материал для строительства человек берёт из того, что уже существует, что уже сотворено. Положив кирпич в стену, человек удаляется, - и не он удерживает стену от падения, не он скрепляет раствором кирпичи, не он даёт устойчивость постройке. То есть, человек лишь пользуется материалами и силами, существующими в мире, которые не он создал.

 

Всевышний же, сотворивший всё из ничего, с самого начала мира продолжает поддерживать и творить без перерыва все существующие силы и материальные объекты, ибо без этого всё исчезнет в мгновение ока, как будто никогда и не было. В этом и заключена суть Имени Элоким - Всесильный - владетель всех без исключения сил. Любая частная сила в любом из существующих миров - всё это Он, дающий им импульс и значение непрерывно. Они всегда подчинены Ему, Он один волен их направлять, менять и упорядочивать, как того пожелает.

 

Вот этому качеству Творца есть подобие у человека. Всевышний придал человеку власть, пусть и ограниченную, над силами и мирами. Как же человек может осуществить эту власть? Да всем, что в нём есть: и физическим действием, и словом, и образом мыслей - всё влияет на мир, всё придаёт направление силам, действующим вокруг, предметам, окружающим его.

 

Доброе направление мыслей, доброе слово, праведное действие меняют мир к добру, и не только этот, видимый нам мир, но и вышние миры, духовные вселенные, придавая им дополнительную святость и духовный свет.

 

Но и наоборот, дурные поступки, несправедливые слова, грязные мысли разрушают, не дай Б-г, равновесие миров, затмевают свет и губят души людей.

 

 

По книге "Нефеш а-Хаим" раби Хаима из Воложина.

 

 

 


 

[1] Берешит,9,6

 

[2] Берешит,1.,26

 

[3] Ишайя,40,18

 

[4] Теилим, 102,7

Теги: , Еврейство