Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Правда и вера

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Зачем Всевышнему нужен человек, который сделал свой выбор и решил не соблюдать заповеди?

Отвечает Рав Эльяким Залкинд

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Что иудаизм говорит о существовании внеземных цивилизаций?

Отвечает Рав Меир Мучник

Вернулись или пришли впервые?

Рав Реувен Пятигорский

Мезуза – не самолёт!

09 октября 2016, 12:43

Отложить Отложено

 

 

    В современном иврите слово «софер» означает – писатель. На Святом языке – Сойфер – это переписчик Священных Текстов. Нет не просто переписчик,  а человек творящий Святость, вносящий в жизнь каждого мало-мальски традиционного еврея Небесный свет, дающий возможность исполнить некоторые наиболее важные заповеди:Тфиллин, Мезуза, чтение Сефер Тора.

    Как понимать всё это? Попробуем объяснить.

    Само понятие «переписывание текстов» вручную в наше время типографских и издательских чудес слышится более, чем архаично. Зачем, спрашивается, брать шкуру животного (как правило, телячью), замачивать её в известковой воде, сушить, мять, шлифовать, растягивать – и всё это для того, чтобы допотопным пером нанести на неё письмена. Более того, все действия должны производиться с заранее ясно высказанной целью, высказанной – в буквальном смысле этого слова! Перед началом обработки кожи, и перед началом письма, если создают Сефер Тору – говорят, что все действия производятся во имя Святости Сефер Торы или Тфиллин, если цель – написание строго определённых отрывков из Торы (их всего четыре), или же Мезузы, которая представляет собой небольшой кусочек Клафа(обработанной кожи) лишь с двумя выдержками из текста Торы.

    «Что за отсталость?! – спросите вы, – не проще было бы выбрать красивый шрифт, прочную и гладкую бумагу, набрать на компьюторе соответствующий текст (да и не помешало бы добавить чего-нибудь вдохновляющего из классиков) да и раз и навсегда напечатать грандиозное издание – каждому по экземпляру-  комплекту. И приятно, и красиво.

     Но останется одна маленькая проблема. Это будут не Сефер Тора, не Тфиллин и не Мезуза, а лишь их красочные типографские подобия. Почему? Потому, что, если вы правы, то же самое можно сказать и про самолёт. Зачем плавить металл, заливать в форму, штамповать, красить, укомплектовывать электроникой, системой навигации, да и лётчика учить управлять всей этой техникой, чтобы не разбился при первом же полёте. Зачем? Нарисуйте на картоне, сделайте дырку на месте кабины и…и…летите!

    «Глупости, - скажете вы, - и не похоже совсем. Здесь технологический процесс, ведущий к созданию великолепной машины, предназначенной для полёта в заоблачные выси, а там…»

    А я скажу в ответ – там тоже самое, тоже технологический процесс для создания изумительного аппарата, способного поднять нас к небывалым духовным  высотам.

    «Эге, - заметите вы, - здесь конструктор создал, инженер построил, лётчик испытал, ну а там – откуда я знаю, что всё сработает. Мезуза – не самолёт!»

    Ну, а я отвечу: «Вот тут то вы и ошибаетесь! Создатель всего сущего, да будет Он Благословен, сотворивший нас, хорошо знает каким образом поднять нас на тот духовный уровень, к которому стремится душа человека.

    Он дал нам Тору, письменную и устную, где, между прочим, подробно описал весь процесс создания Сефер Торы, Мезузы и Тфиллин. Он показал нам, как используя простые материалы, создать вещи, которые добавят нам духовности и защитят нас дурного начала. Каждый компонент, из которых складывается весь комплект средств необходимых для создания овеществлённой Святости, обладает своими, достаточно чётко определёнными свойствами. Например, к чернилам, которыми пишутся Тексты, предъявляются два основных требования: чёрный цвет и стойкость. Алаха подробно рассматривает вещества придающие чернилам эти необходимые качества (например, древесный уголь, отвар из желудёвых черенков, определённый вид смолы), недаром до сих пор находят Свитки Торы, которым сотни, а то и тысячи лет.

    Но, конечно, главной составлящей являются те самые буквы которые и образуют Священный Текст. Каждая из них, её форма, пропорции, размер, способ и порядок написания – подробно рассматриваются Еврейским Законом. Каждый орган буквы, каждая её деталь имеет своё как открытое, так и тайное значение, понятное лишь посвящённым. Происхождение каждой чёрточки, каждой точки и завитка уходит своими корнями в глубочайшие тайны Творения.

     Правила письма Священных Текстов очень сложны. Только человек, специально их изучивший, сдавший экзамен по Законам Софрута и получивший специальный допуск – Смиху, имеет право заниматься этим делом.

      Тут мы подходим к тому, без чего всё выше сказанное немыслимо. Немыслима без того, кто собственно говоря и придаёт Святость этим текстам – Сойфера.

    Сойфером может быть только еврей, глубоко верующий, строго соблюдающий все доступные ему заповеди и в совершенстве владеющий Законами еврейского письма. Ответственность его настолько высока, что отдалённо сравнить её можно разве что с ответственностью лётчика ведущего самолёт низко над горами. Всюду его подстерегает опасность, каждую секунду могут открыться неожиданные препятствия . Любое непродуманное или неумелое движение может привести к изменению положения самолёта, потере высоты и катастрофе!

    Так и недостаточно подготовленный Сойфер одним движением пальца, неосторожной мыслью или недостаточным знанием может необратимо испортить то гармоничное Творение, погубить целые духовные Миры, нарождающиеся под его пером, способные внести ещё и ещё Святости в прискорбный, затемнённый грехом Мир.

    Если же всё таки это случилось, и Мезуза или тексты для Тфиллин безвозвратно испорчены, духовный свет, в них заключённый, требует бережного отношения, подобно телу умершего еврея. Кусочки непригодного пергамента (клафа) аккуратно складываются в Генизу (Хранилище), служащую специально для этой цели, а потом хоронятся на Еврейском кладбище.

    В этом мире нас окружают не только материальные объекты – он полон также и духовных субстанций. Наши добрые поступки порождают доброе духовное поле, наши грехи будят силы зла. Добрый потенциал, заключённый в написанных по всем правилам Мезузах, Тфиллин, Сифрей Тора – средство данное Всевышним, чтобы раздвинуть тьму нашего дурного побуждения. Средство, которое охраняет нас и помогает выстоять в извечной войне добра и зла, только не забыть бы, что Мезуза должна быть прикреплена к косяку двери, как написано в Торе, Тфиллин – ежедневно повязываться на руку и на голову, как написано в Торе, ну а Сефер Тора предназначена открывать её, учить и знать записанное в ней Обращение к нам и волю Творца, который весь – Добро!

Теги: , Еврейство

Нравится!
Поделиться ссылкой:
Оставить комментарий

Комментарии

Yisro, 09-10-2016 16:26:09

Реб Александр, но ведь так можно вечно писать! Сколько же времени обычно занимает написать одну книгу Торы?
А вообще, очень интересная тема! Спасибо!

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 10-10-2016 21:13:32

У меня заняло около полутора лет. А пишем с того времени, когда Моше Рабейну записал первую. Гмар Хатима Това!

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 09-10-2016 18:54:09

Спасибо, рав Александр!
Хатима това!

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 10-10-2016 21:14:35

Счастливого Нового Года! Гмар Хатима Това!

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 09-10-2016 21:22:54

Просто когда Моше писал Тору в пустыне, там не рос тростник, и нельзя было изготовить папирус. Земля Канаан тоже не имеет тростника. Пишут Тору на том, что в избытке, - на шкурах животных. Использовать глинянные черепки невозможно, т.к. древнееврейское письмо - это не клинопись.
Если бы Моше имел в избытке папируса, то написал бы Тору на нем.

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 10-10-2016 21:19:44

Писать именно на шкурах - Традиция, переданная Устной Торой. Если бы Творец предписывал это делать на папирусе, то так бы и было, а заодно и тростник бы рос в пустыне. Вы перепутали причину и следствие. Всего доброго.

ответить         Ссылка на комментарий
avrh, 15-10-2016 20:34:14

"Инженер это ... открыто светящийся интеллект, этот свободный и необидный юмор, эта лёгкость и широта мысли..."


Цитата:
Сойфером может быть только еврей, глубоко верующий, строго соблюдающий все доступные ему заповеди и в совершенстве владеющий Законами еврейского письма.


Уважаемый реб Александр, почему сойфером не может быть человек, которого просто научили писать? Более того, с ваших слов получается, что после того как еврей проучит весь Шулхан Арух с последними поским и все соблюдает, то его находят специальные люди и предлагают стать Сойфером, войдя в узкий круг Самых Самых.
Откуда столько, не знаю, пафоса или как это назвать? Люди читая подобные статьи (не только по софрут, но и вообще) получают, гм, интересные переживания сталкиваясь с реальностью. Вам не кажеться, что стоит несколько меньше приукрашивать вещи?

Хаг самэах!

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 16-10-2016 07:25:33

В данном случае - это не приукрашивание, а прямой призыв при заказе у сойфера мезуз или тефиллин потратить время, силы и деньги, чтобы отыскать специалиста соответствующего приведённым критериям: "глубоко верующего, строго соблюдающего заповеди и в совершенстве владеющего законами еврейского письма". Такие есть, и не мало. И это, поверьте, вовсе не роскошь, а суровая необходимость - слишком велика ответственность. Недаром, я сравнил её с ответственностью самолётостроителя, хотя, на мой взгляд, ответственность сойфера выше.
Личностные качества, приведённые вами в цитате об "инженере" могут быть присущи творческой натуре любой специальности, включая сойфера - "самолётостроителя и лётчика" в одном лице.
Хаг Самэах!

ответить         Ссылка на комментарий
avrh, 18-10-2016 20:51:51

Я к тому, чтобы в тексте был именно прямой призыв открытым текстом, что так и так, ищите лучшего. ;) Люди склонны понимать "может быть только" как "только так и есть" и очень удивляются, да, когда не так.
А про инженеров просто цитата в тему =)

Гуд Моэд!

ответить         Ссылка на комментарий
akrasilschikov, 18-10-2016 23:09:26

Ну что ж, я понимаю, а текст - художественный и потому - призыв замаскирован, а благодаря вам - открыт для всех! Всего доброго и Гут Моэд!

ответить         Ссылка на комментарий