Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя эгоизм — пассивное, а не активное зло, он может привести к ужасным последствиям. Поэтому Талмуд называет эгоизм одним из самых тяжелых грехов»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”

Союз соли

16 июля 2015, 13:23

Отложить Отложено

 

 

 

 

Те, кто смотрит на мир сквозь "материальные" стёкла, во всём видит клубок совпадений и нагромождение случайностей. События, согласно этому взгляду, не связаны друг с другом напрямую. Но этот подход - наивен и свидетельствует лишь о непонимании сути вещей. Так ребёнок, осваивающий чтение, видит поначалу в буквах лишь набор линий и точек. Разобравшись в названиях букв, он считает, что уже познал всё, и лишь начав складывать из букв слова, осознаёт, что прошлые знания его ничтожны, и всё же уверен, что уж теперь подкован, как следует, и постиг суть. И даже когда ему становятся доступны значения слов - главное всё ещё впереди: понимание сути прочитанного. И эта иллюзия повторяется и дальше, на любом из этапов познания. Каждый предшествующий этап кричит о себе: "Я вершина!" И всегда оказывается, что достигнутое несравнимо с тем, что последует дальше.

 

Каждое из мгновений, составляющих временную ткань Творения, имеет своё исключительное значение, так же как и любое из событий, которые они вмещают.

Отрезок годового цикла от месяца Тамуз до месяца Тишрей, скреплён в единую цепочку: несчастья - утешение - раскаяние - радость. И это не случайно: такая последовательность должна привести к прорыву нашего восприятия. Несчастья - разрушение и траур - призваны поселить в сердце человека неудовлетворённость этим приземлённым миром, крайнюю степень отторжения от него. И только так появляется возможность, что где-то в глубине снова воспрянет искорка духовного постижения. И именно эта подспудная искорка и есть начало утешения. А утешение, в свою очередь, - зачаток тшувы, возвращения к правде, что является основой и залогом Избавления. Получается, что несчастья, вызванные грехом, по сути, сливаются в одну круговерть с раскаянием и возрождением. То есть всё это - звенья одной цепи!

 

Но ведь это же парадокс. На деле всё выглядит совсем не так. Грехи привели к Изгнанию, но ведь и Изгнание влечёт за собой дополнительные грехи. И клубок катится дальше, взбухая, как снежный ком. И поколения слабеют, и связь затухает, и мир полнится всё новыми идолами человеческого производства. Есть ли надежда остановить вращение? Есть ли вообще вероятность, что Израилю удастся когда-либо стряхнуть с себя прилипшую грязь?

 

Ответ: да. Залогом тому - несчастья и страдания. Они не приходят напрасно. Подобно тому, как повторяющиеся схватки говорят о том, что роды близки, так и несчастья не позволят Израилю утонуть в собственных... заблуждениях. Наш союз с Творцом называют ещё "союзом соли". Подобно тому, как соль не воспринимает дурных запахов, так и Творец, чтобы мы с собой не делали, не откажется от нас. Если мы скользим "по наклонной", тут же появляется некто или нечто, что больно ударяет нас и возвращает к самим себе.

 

Разочарование материальным миром, со всеми его "благостями", открывает в Израиле исходную точку. И даже если какому-то "индивидууму" удаётся окончательно похоронить себя при жизни, отказаться от своей еврейской сути, то Израиль в целом, и это нам было обещано, сохранит возможность вернуться. В самой сути страданий галута заложено - разорвать замкнутый круг греха. И это случится рано или поздно.

 

Раби Элияу Деслер "Михтав ми-Элияу" (т.2, стр.49-50).

Теги: , Еврейство