Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя эгоизм — пассивное, а не активное зло, он может привести к ужасным последствиям. Поэтому Талмуд называет эгоизм одним из самых тяжелых грехов»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”

Долгожданный Геином

11 сентября 2014, 13:45

Отложить Отложено

 

 

В желаниях человека сквозит его сущность. Точнее, суть человека - в его желаниях. Только с этого угла зрения можно понять слова молитвы: "Перед Тобой лежат Книги живых и Книги мёртвых...", произносимой в Рош а-Шана. Как "Книги живых", так и "Книги мёртвых" составляются на основе нынешнего состояния человека.

 

Есть люди, чьё существование наполнено истинным смыслом, а есть те, чья жизнь иллюзорна и пуста, поскольку привязана к вещам никчёмным, и эти, последние, как бы уже мертвы. Умирание тела не меняет коренным образом внутреннее состояние человека. Злодей, погружённый в собственное заблуждение, и после отделения от плоти остаётся тем, кем был - приклеенным к самообману. Разница лишь в том, что теперь, отделившись от плоти, он не может отыскать удовлетворения своим плотским желаниям, голод его становится невыносимым, а утолить его уже невозможно.

 

В споре, приведённом в Гемаре (Брахот, раздел "Ми ше мету"), знают ли мёртвые что творится в оставленном ими мире или нет, раби Йонатан Айбшиц ("Яарот дваш") считает, что обе спорящие стороны правы, поскольку всё зависит от конкретного человека. Если он и после смерти остался привязанным к иллюзиям этого мира, то все его интересы остаются здесь, однако если при жизни сумел достичь определённой духовной ступени, то после смерти этот мир перестаёт его интересовать.

 

Стремление злодеев и после смерти насытить свой парадоксальный, никчёмный плотский голод заставляет их рыскать от одного конца мира к другому, и в этом, пожалуй, и состоит суть наказания "каф а-кела" ("праща"), упомянутого в наших книгах.

 

Недаром говорится (Бава Батра,16,1), что "Сатан - Провокатор - является одновременно и Ецер а-ра - дурным началом, а также, по совместительству, и - Ангелом смерти". Получается, что соблазн греха, обвинение и наказание идут вместе. Как это понимать? Очень просто: энергия духовной нечистоты, рождённая грехом - и есть та сила, что наказывает грешника.

 

Известно, что только после наказания "каф а-кела" приходит черёд наказанию Геиномом. Но этого "после" ещё нужно удостоиться. Ведь исправление Геинома - осознание, раскаяние и сожаление, тогда как "каф а-кела" - беспросветное изгнание в поисках того, что невозможно отыскать. Это состояние столь мучительно, что грешник, оказавшийся в подобном положении будет рад, если ему позволят "реинкарнировать" в неодушевлённый предмет - придорожный камень, чтобы не чувствовать, не знать и удостоиться, наконец, покоя.

 

Однако в том то и проблема, что души, приклеенные при жизни к соблазнам этого мира, так и остаются после смерти накрепко привязанными к ограничениям материи и исправление их весьма затруднено. Единственная надежда, что постепенно, когда-нибудь, этот голод начнёт стихать и наступит черёд долгожданного Геинома.

 

По книге раби Элияу Деслера "Михтав ми­-Элияу".

Теги: , Еврейство