Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

"По приказу" или "по сердцу"?

27 февраля 2014, 14:09

Отложить Отложено


 

"…Сказал раби Ханина: более велик тот, кто делает (доброе дело), и это ему приказано (Свыше), чем тот, кто выполняет без приказа».[1]

 

Когда я впервые наткнулся на эти слова, они мне показались какими-то обидными, они царапнули моё чувство справедливости – как же так, человек поступает по велению сердца, из добрых побуждений, из чистых помыслов, из любви и по глубокому внутреннему убеждению, а его порыв, его альтруизм принижают ниже поступка некоего «педанта», «формалиста», какого-то служаки.

 

И пусть даже речь в Гемаре идёт не о чём-то абстрактном, нейтральном, но о добрых делах, о заповедях, которые соответствуют желанию Творца, всё равно, как можно даже ставить на одну доску бескорыстное деяние и… натужное, вынужденное – чуть ли не из-под палки – действие по приказу?

 

Бескорыстие, любовь, милость, доброе сердце, как побуждения к действию – вещи непревзойдённые, ни с чем не сравнимые. Они – высшее проявление человеческой души. Если человек совершает добрые дела, руководствуясь ими, честь ему и хвала. Тора вовсе не отрицает и не принижает эти качества. Наоборот, она превозносит их и поощряет. Человек, исполняющий заповеди как робот, лишь по «долгу службы», - существо недалёкое и недоброе.

 

 

Тора просто не ставит точку, она ко всем этим желательным свойствам человеческой души приставляет маленький плюсик и говорит: этого недостаточно. Поступок будет весомей и важней, если движим не только похвальным альтруизмом, но и делается по приказу Свыше. Значение доброго дела, его внутренняя значимость  состоит и в том, что оно заповедано нам. Но почему?

 

Во-первых, ценность человеческого поступка определяется, прежде всего, тем, чем пришлось пожертвовать ради его совершения, какие страдания перенести. Ведь тот, кому  ПРИКАЗАНО, вынужден действовать даже когда это и неудобно и некомфортно.[2]

 

Во-вторых, действуя «по обязанности», человек пробуждает в себе внутреннее противодействие, преодоление которого требует немалых душевных и физических сил.[3] А это, согласитесь, достойно отдельной награды.

 

Ну и третье, самое главное, исполнить приказ Творца, значит осуществить Его Желание. А ведь это единственное, чем мы можем «воздать» Ему за всё, чем Он нас оделяет. Это единственное добро, которое мы способны «вернуть».

 

«Сэфер а-икарим» добавляет, что только исполнение «по приказу» способно предотвратить разброд и разночтение в понимании заповедей. Каким образом? Иногда нам не удаётся сразу понять смысл и назначение тех или иных вещей, хотя Тора во многих случаях  старается их нам объяснить. Но, даже если нет, это не должно стать препятствием для исполнения, если человеку «приказано». И немалая духовная зрелость, которую в результате обретает человек - ещё один повод считать исполнение заповеди «по приказу» предпочтительным.[4]

 

Маараль из Праги считает, что тот, кому приказано Свыше, более сосредоточен, более «заточен» на заповедь и потому выполняет её с большим старанием, поскольку знает, что это то, что ждёт от него Создатель. Человек же, для которого заповеди необязательны, относится к их исполнению с меньшим рвением, поскольку не несёт за них никакой ответственности. Заповеди для него не являются императивом Творца, а потому и значения в его глазах такого не имеют. [5]

 

Бен Йеоядо, как всегда, приоткрывает духовную тайну. Он говорит, что любая заповедь главное своё действие производит в духовных мирах. Однако какими бы возвышенными последствия заповеди не были, «ключ зажигания» находится в руках человека, производящего простое действие, заповеданное Творцом в этом, материальном мире. Связующим же звеном между действием и последствием является ПРИКАЗ, вышедший из уст Всевышнего. Именно «заповеданность» поступка делает его ниточкой «бикфордовым шнуром», «взрывающим» духовный потенциал заповеди.[6]

 

 

 


 

[1] Бавли, Авода зара,3,1;

 

[2] Авот,5,23.

 

[3] Тосафот, Авода зара,3,1, со слов «Гадоль…».

 

[4] Сэфер а-Икарим,3,26

 

[5] Маараль ми-Праг, Хидушей Агадот, Авода зара, 3,1

 

[6] Бен Йоядо, там.

Теги: , Еврейство