Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Светский опыт: балласт или достояние?

30 мая 2013, 19:55

Отложить Отложено


 

 

 Мы должны понимать, что наш прошлый светский багаж не является коллекцией сплошных грехов, в нём скрыт, помимо всего прочего, богатый жизненный опыт, который не только не вредит нам, но зачастую играет немаловажную роль в нашей духовной работе, в служении Творцу.

 

Недаром поколение, вышедшее из Египта, приняло Тору не из любви, но по необходимости, как верный, но вынужденный шаг. Они слишком сознавали ответственность, они слишком понимали, какой груз принимают на себя, в какой вступают конфликт со злым началом. Но у них просто не было опыта, который бы подсказал бы им, что Тора – это не только груз, но прежде всего – чудесный подарок, опора жизни, которая поможет им преодолеть все трудности.

 

Такой опыт был у поколения Мордехая и Эстер, когда, оступившись, они позволили себе присоединиться к пиру Ахашвероша. Евреи воочию увидели, что происходит, когда отступают от Завета, какая страшная опасность – жизнь не по Торе. Потому-то именно тогда и приняли, наконец, евреи Тору Всевышнего с любовью и полным пониманием её жизненной важности.

 

Бааль тшува не раз слышит от своих товарищей, не имевших светского опыта, что «соблазн и нечистая страсть выводят человека из праведной жизни». Но разве они действительно понимают, что имели в виду под этой фразой наши Мудрецы. Разве они осознают, насколько верно это высказывание, и какие человеческие трагедии, какие поломанные судьбы, какие пожарища человеческих душ оставляют за собой эти злые силы.

 

Именно бааль тшува на собственном опыте знает, что такое светское понимание «свободы личности», оправдывающее и пестующее в человеке ничем не ограниченный эгоизм, болезненное самоутверждение и любую, пусть самую пустейшую и подлую, власть над окружающими людьми.

 

Именно прошлый житейский опыт заставляет бааль тшува с особенной неприязнью и серьёзностью относиться к любому явлению, напоминающему светский, чужеродный еврейству, мир. Он слишком хорошо его знает и помнит.

 

Как раз потому, что бааль тшува так ясно и определённо понимает значение и жуткую безобразность греха, Мудрецы и говорят, что прошлые преступления баалей тшува обращаются в их заслуги. Другим словами, даже их грехи становятся орудиями и средством постижения истинности Торы. Что уж говорить о знании жизни, опыте и навыках.

 

Наше прошлое - как коллекция старых фото, которые мы ставим на обложку наших сегодняшних ощущений и оцениваем наш новый взгляд - взгляд Торы, наш образ жизни - жизни по Торе, через призму нашего прошлого опыта. И он помогает нам понять с невероятной быстротой те ценности, которые обычный еврей постигает постепенно, с самого детства.

 

И всё же, все эти дифирамбы и восхваления прошлого не должны нас обманывать. То был вынужденный опыт, то была вынужденная и искажённая реальность. Да, только переболевший страшной болезнью, понимает чудесность и счастье излечения. Но болезнь – благо лишь в этом смысле. Болезнь не может считаться нормальным состоянием человека. Патология, пусть и вынужденная, вещь неприятная и тяжёлая.

Испытания хороши только, когда преодолены. Страдания приносят облегчения тогда лишь, когда остаются позади. Наш прошлый страшный опыт хорош лишь тем, что мы не упали в пропасть, откуда нет возврата.

 

Таким образом, к прошлому опыту следует относиться с осторожностью. Пусть он помогает нам двигаться дальше, но не тащит назад. Не следует слишком бояться его и задвигать насильно вглубь, ведь это может сделать нас лицемерами. Но и идеализировать его не стоит. Пусть он и привёл нас к Тшуве, он может и потянуть нас назад. Если мы меняемся к лучшему, если мы переросли своё странное прошлое, значит всё в порядке. Если же нет, то давайте идти дальше, чтобы всё было не зря.

 

В статье использованы идеи, изложенные в книге рава Йеуды Гринвальда «לדעת בארץ דרכך».

Теги: , Еврейство