Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Аси: цдака важна как все заповеди, вместе взятые.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а

Что наш разум?

04 апреля 2013, 13:42

Отложить Отложено

 

 

«Раби Элазар говорит: «Будь усердным в изучении Торы, и знай, что ответить эпикорейсу»».[1]

 

«Раби Элазар вовсе не предписывает «отвечать эпикойресу», поскольку вступать в споры с нечестивцами вообще не стоит. Он имеет в виду, что человек сам должен понимать из чего складывается его вера. Она должна быть обоснована настолько, чтобы все смерчи и ураганы, бушующие в мире, не смогли сдвинуть её с места. Поэтому вера должна иметь также и интеллектуальную базу,  ибо лишь тогда она бесспорна.»[2]

 

Некоторые считают, что мы только и должны, что отвечать на претензии и «задачки», задаваемыми отступниками, а также разъяснять им (в правильном)  свете те или иные научные теории. Но это не так: «нам совсем не обязательно обосновывать нашу веру философскими вывертами или «углублёнными» исследованиями. Будет достаточно, если мы для обоснования веры используем простую логику.

 

Чтобы понять и осознать, что Творец создал мир, вручил нам с Небес Тору и приведёт нам Освобождение, хватает обыкновенного здорового рассудка».[3]

 

Такая вера зиждется на неизменных и ясных основах, которые доступны каждому. Любой может понять невозможность того, чтобы изумительный  и упорядоченный до удивления мир сотворил себя сам.

Каждый способен разобраться в том, что Тора дана Свыше, ибо не может быть, чтобы Творец, создав мир, не открыл бы нам как пользоваться Его Творением, и что нам делать в нём.

 

И в особенности, любой, мало-мальски думающий человек способен понять, что тот факт, что у горы Синай предстал целый народ, миллионы душ отрицать невозможно. Тора рассказывает об этом в деталях, и никто из древних писателей, к какому бы народу он не принадлежал, не пытался отрицать этот факт, утверждая, что подобного не было и быть не могло.

 

Мы же, сыновья Израиля, с полной уверенностью основываемся на переданной нам отцами традиции, говорящей об этом событии. Или, говоря словами Рамбана (глава Вээтханан): «Ибо не стали бы свидетельствовать ложно детям своим».

 

Хофец Хаим не стал бы врать своим сыновьям, и также – Виленский Гаон, и то же самое – раби Йосеф Каро, и Рамо, и Рамбам, и Рамбан, а также Рабина и рав Аши, Илель и Шамай, а также Эзра и Нехемья, Ишаяу и Ирмияу, Давид и Шломо, до самого Йошуа бин Нуна, да и сам Моше рабейну – удивительная когорта людей Истины».[4] 

 

Чем больше человек входит в мир Торы и узнаёт обо всех этих великих в Израиле людях, тем больше упрочивается в нём уверенность в надёжности этой непрерывной драгоценной цепочки.

 

Основы веры отлично проясняются в книгах наших Учителей. В книге «Кузари», в «Драшот а-РаН», «Сефер а-икарим». В книге «Ховот а-левавот», а в особенности в книге «Дерех а-Шем» и «Даат Твунот», принадлежащих перу раби Хаима Луцатто.

 

Эти же основы содержатся и в книге «Михтав ми-Элияу» раби Элияу Деслера и во многих других книгах. Всё что требуется от читателя – лишь выбрать автора и книгу, чтобы говорили его сердцу.

 

Вере необходимо подтверждение интеллекта, но оно не обязано исходить из мира «научных истин». Впрочем, как раз в современном мире нет никаких причин стыдиться веры из-за расширения и углубления научных открытий. Эти, последние - неисчерпаемый источник свидетельств чудесности и не случайности бытия.

 

 

 По книге рава Йеуды Гринвальда

"לדעת בארץ דרכך. פרקי הדרכה לבעלי תשובה"

 

 


 

[1] . Авот,2,16.

 

[2] עלי שור", חלק ב', עמ' רפח

 

[3] Там же.

 

[4] שם,עמ' רפט

Теги: , Переводы, Еврейство