Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Лозунги и реальность

14 февраля 2013, 20:41

Отложить Отложено

 

 

Говорят, что если какую-нибудь чепуху повторять множество раз, она приживается в умах людей, если и не полностью, то на половину, а если не наполовину, то хотя бы чуть-чуть.

 

Но разум противится этому утверждению. С какой стати, человек серьёзно отнесётся к тому, чего нет на самом деле, отчего вдруг поверит лжи и зачем станет принимать всерьез домыслы, чьи бы они ни были.

 

Но вот вам пример. Пришли некие молодцы и стали говорить вещи непонятные и нелогичные, и, нате вам, упомянутое выше правило сработало, как по маслу. Я имею в виду лозунг о «справедливом распределении ноши». Кампания достигла своей цели, лозунг прижился и работает. Пусть даже в его основе лежит самая настоящая и бессовестная ложь, многие «понимают» его, и «верят» в него.

 

Да, - говорят они, качая головой, - действительно, нет равенства в несении тягот военной службы между теми, кто служит в армии и теми, кто изучает Тору. Впрочем, люди тут же оговариваются, и объясняют: да, равенства нет, но и изучение Торы -  не менее, а то и более важная ноша, ведь постижение Торы и соблюдение заповедей – единственный и главный залог существования народа Израиля. Если бы не ученики ешив в каждом из поколений, про евреев, как народ, давно бы уже забыли.

 

И это, конечно же, верно. А некоторые даже прибавят, что как раз светским юношам на пороге взрослой жизни  неплохо бы оказаться в ешиве, в качестве, так сказать, "ешивообязанных".  Пусть бы поучили бы  годика, эдак, два, Тору Израиля, основы веры и еврейскую этику, - только на пользу пошло бы.  Хоть узнали бы, наконец, что же это такое, быть евреем, и каково его предназначение на этой земле.

И те, кто так говорит, опять-таки, конечно же, правы, это было бы замечательно. Ведь независимо от того, кто он, религиозный или светский, на всех еврейских юношах лежит обязанность жить и действовать, как полагается еврею.

 

Более того, нет никакого оправдания, что вся ноша народа Израиля, несомая из поколения в поколение, в наше время возложена на плечи тех немногих, кто ещё остался в Шатрах Торы. И это в тот час, когда большая часть еврейских молодых людей вращается в своём кругу, вообще без Торы и заповедей, ведя образ жизни чуждый и далёкий от Традиции Израиля. Что ж, всё это верно.

 

Однако, проблема в том, что,  защищаясь и выставляя контрпретензии, пусть и справедливые, мы словно признаём «Они в чём-то правы, но и мы правы!» Правда же состоит в том, что их лозунги не только не верны, - они лживы и несправедливы, откуда не взгляни!

 

Поначалу они жаловались: «почему наши сыновья погибают, тогда как ваши лишь «умерщвляют» себя в шатрах Торы?»

На это был ответ, что более 80% солдат не служат в боевых частях, и вообще никогда не входят в контакт с врагом. Вероятность быть повреждёнными вражеским огнём  у них не выше, чем у остальных граждан государства, и ноша их вовсе не равна ноше тех, кто действительно воюет.

 

На это они отвечают: «Это прерогатива армии. Военное командование должно определять, кому быть в боевых частях, а кому простым солдатом, и не вам это решать!» Тогда мы сказали: «Армия может решать всё, что ей угодно, но она не может изменить реальность, в которой существует неравное распределение опасности между солдатами боевых частей и служащими вспомогательных подразделений».

 

Не сумев доказать справедливость претензии о неравном распределении опасности, они меняют направление. «Однако, - говорят они, - каждый солдат жертвует три года своей жизни на благо государства, не работает, теряет немалые деньги, вот в этом и есть неравноправие!»

 

На это мы ответили:  Во-первых, учащийся ешивы тоже не работает, и не три года, а много лет. И, учась в колеле, аврех также не может полноценно зарабатывать, и потому теряет огромные средства. Во-вторых, нынешнее положение, когда мобилизуют значительную часть юношей, совершенно неоправданно.

 

Нынешняя армия распространила свою деятельность на области совершенно ей не нужные. Вместо того чтобы сосредоточиться на своей основной деятельности – защите государства от врагов, она занимается образованием, радио, прессой, общественными отношениями и ещё многими вещами, к безопасности государства никакого отношения не имеющими.

 

Вдобавок ко всему, армия затрудняется найти занятие и тем солдатам, которым и так делать нечего. Помимо военной формы и растраченных государственных средств на их содержание, никакой связи с безопасностью у них нет.

 

Вы можете, - говорим мы, - с лёгкостью отменить обязательный призыв в армию, превратив её в полноценную профессиональную боевую силу, как это уже, кстати, сделано в военно-воздушных и военно-морских войсках.

 

Пусть такой будет вся армия. Пусть люди добровольно служат, отыскав в армии источник существования и перспективу для продвижения по службе, как это делается во всех армиях западного мира.

 

Армия станет по-настоящему профессиональной, и не будет выглядеть, как отряды скучающих солдат, ждущих с нетерпением, когда их уже отпустят. Тогда бы все юноши, завершив среднее образование, могли бы осуществить свои планы, кто в учёбе, а кто в работе.

 

Если уж вы по своему свободному желанию собираетесь продолжить теперешнее состояние и  насильно призывать на службу значительную часть вашей молодёжи, сохранив в целости затасканные лозунги типа «народная армия», подобно «демократиям»  Северной Кореи, Кубы и иже с ними - это ваше право, хоть и сомнительное - ведь вы сковываете ваших детей и крадёте у них три года жизни.

 

Как бы там ни было, не вам выходить с претензией о «неравной ноше» к изучающим Тору, поскольку и ваших сыновей нет нужды призывать в армию насильно.

 

Да и сам гражданин Безопасность, то бишь Эхуд Барак, давно как заявил, что «государству нужна армия маленькая, профессиональная, умная и эффективная». Если сделаете так, сэкономите треть бюджета на оборону, не меньше 20 миллиардов шекелей, решив попутно проблему государственного долга.

 

Не смотря на то, что и самой армии известны все эти данности, а всевозможные внутренние комитеты дали подобные же рекомендации, политики и средства массовой информации продолжают без отдыха провозглашать сомнительный лозунг «равенство ноши», и общество верит в этот лозунг и поддаётся провокации против изучающих Тору.

 

К сожалению, невольно этой провокации поддаёмся и мы, и оправдываемся, приводя вполне законные доводы. Но, в том то и дело, что лозунг этот, от начала и до конца, - не обоснованная ничем ложь, и об этом мы также должны им сказать.

 

А если армия спросит, с каких это пор харедимные дают советы относительно армейской структуры, разве это их дело, и не лучше им помалкивать?!

 

Правильно, - ответим мы, - этому мы научились у вас. С тех пор, как вы стали считать себя специалистами по части ешив и изучающих Тору, - разве вы не позволили вы себе устанавливать, скольким гениям продолжать изучать Тору, а скольким призываться в армию, - так и мы станем спецами по военной части и посоветуем вам, как правильно выстроить армию.

 

Правда, в отличие от вас, непонимающих вообще, что значит Тора, и каково значение изучающих её, мы, да, знаем и понимаем, что такое армия, и советы, приведённые здесь верны и хороши, и вы сами это признаёте.

 

Так в чём же проблема? Почему вы не следуете этим советам? Да всё потому, что вам попросту удобно, чтобы нынешнее положение сохранялось неизменным. Этому есть множество причин, и о них – отдельный разговор. Что ж, продолжайте, но мы-то знаем, что лозунг ваш – ложь и демагогия, и не станем подыгрывать вам в этом нечистом деле.

 

По статье Раби Моше Карпа שליט"א, еженедельник «Ятед а-шавуа», недельная глава «Мишпатим», год 5773.

Теги: , Переводы, Оголтелый оптимизм