Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Больше всего следует заботиться о бедном мудреце, и надо давать ему столько, сколько ему подобает согласно требованию почитания его.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Ни хорошего, ни плохого

22 ноября 2012, 11:32

Отложить Отложено

 

«Любое добро злодеев – говорит раби Йоханан, - оборачивается злом для праведников», об этом Всевышний сказал во сне Лавану, нагонявшему Якова и его семью: «Остерегайся, чтобы не говорить Якову ни хорошего,  ни плохого».[1] Ладно, предостеречь против злого – это можно понять, но почему доброе нельзя? А потому, что даже в хорошем, исходящем от злодея – дух нечистоты.[2]

 

Дерево, чьи плоды были запрещены Адаму и Хаве, называлось Дерево Познания Добра и Зла. Раби Пинхас бен Йяир отмечает, что это уже после того, как Человек отведал его плодов, однако раньше оно называлось попросту – Дерево. Но почему и здесь упоминается и Добро, и Зло. Всевышний предостерегает, чтобы от этого дерева не брать ничего, ни добра, ни зла. Как и в случае с Лаваном! Но почему бы не воспользоваться хорошим, отбросив плохое?

 

Дело вот в чём, - говорит раби Элияу Деслер,- любая вещь, укоренённая во зле, и дурная по своей сути, всё, даже свои добротные на первый взгляд плоды, наделяет дурной начинкой, ибо невозможно, чтобы ядовитый, дурной корень породил что-либо действительно доброе.

 

Потому так и называется – Дерево познания Добра и Зла, что  даже блёстки святости в нём имеют дурное наполнение. Вкушая его плоды, человек неизбежно вместе с хорошим впитывает в себя и плохое.

 

Лаван а-арами, ненавидя Якова в глубине сердца, не мог говорить Якову вещи действительно добрые, и всё выглядящее приемлемым и хорошим в его устах несёт Якову беду. Ведь что бы ни исходило от Лавана, берёт начало из дурного корня – злого сердца.

 

Кроме того, в сердце Лавана прочно утвердилось стремление к духовному извращению – идолопоклонству, и неизбежно во всём, что Лаван скажет, окажется след этого жуткого порока, под какой бы привлекательной обёрткой он не скрывался.

 

Зло, укоренившееся в сердце, препятствует проникновению добру. Вот почему люди, имевшие несчастье впустить в сердце зло, глухи к увещеваниям. Чёрная точка в сердце отбрыкивается от него.

 

В наш век идеологий, то есть греховности сердца - העברה שבלב - этот фактор не даёт проникнуть в сердце истине. Нет никакой возможности направить таких людей на добрый путь увещеванием и укоризной.

 

Но есть другой способ помочь им. Они должны увидеть цельность духовного единения. Например, в единстве еврейской семьи – мужа, жены и их детей, - в стремлении служить Творцу; в духовном братстве Рава и ученика в изучении Торы. Всё это они должны увидеть сами. Только на примере других человек с укоренённым в сердце злом может ощутить свой тяжкий недуг и исправить его.

 

По книге «Михтав ми-Элияу» раби Элияу Деслера.

 


 

[1] Берешит, 31, 24

 

[2] Йевамот, 103,1-2

Теги: , Переводы, Еврейство, Немножко Торы