Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя эгоизм — пассивное, а не активное зло, он может привести к ужасным последствиям. Поэтому Талмуд называет эгоизм одним из самых тяжелых грехов»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”

Награда - по праву, и наказание - впрок

01 июля 2012, 21:55

Отложить Отложено

И всё же, почему Творец посчитал нужным скрыть принцип справедливого воздаяния? Почему посеял сомнение и неуверенность, которые раскачивают веру даже людей достойных. Зачем понадобилось, чтобы размытие принципа воздаяния подвергало рациональный ум человека испытанию, заставив его сомневаться в мудрости и справедливости Небесного суда? Разве открытое и ясное соблюдение этого принципа недостойно человеческого рода, зачем его прятать? 

 

Ответ состоит в том, что такое положение вещей призвано соблюсти главное условие существования человека в этом мире – свободу выбора.

Что было бы, если бы награда и наказание за поступки человека осуществлялись бы напрямую, открыто и сразу? - Человеку бы не осталось бы ни малейшей возможности действовать сознательно.

 

Любой добрый поступок обесценивался бы предвкушением немедленной награды, а воздержание от зла диктовалось бы простым чувством самосохранения -  какой же разумный человек сунет руку в огонь, зная о немедленной боли, к которой это приведёт.

 

Всё ограничивалось бы простыми рефлексами, наподобие «павловских собак», а человек так и не сумел бы понять всю возвышенность и ценность добра и, с другой стороны, прочувствовать всю отвратительность и низость зла.

 

А вот если боль не приходит сразу, а, наоборот, даже приятно; если награда где-то там, обещана в облаках, а пока лишь – стылая реальность, только зрелая душа, только праведный ум, выберут добро, и отстранят зло. Зато и награда - по праву, и наказание – впрок. Сознательный выбор добра – вот для чего Творец привёл нас в эту странную жизнь.

 

Мир устроен так, что мы сами должны решить задачу, и Учитель не открывает ответов до тех пор, пока длится экзамен, имя которому - жизнь.

 

Тора[1] говорит удивительные вещи: «Всевышний никому не потакает, и не берёт мзды». Другими словами, Творец «не берёт взяток», и не искажает суд над человеком. Как это понимать? Кто и чем способен «подкупить» Владыку мира? Как маленький человек может, так сказать, «уговорить» Творца вселенной? Мудрецы отвечают на этот вопрос очень просто: подразумевается, что человек может попытаться «подкупить» Всевышнего исполнением заповедей.

 

Человек готов подумать, что заповедь дана в противовес проступкам. Совершив мицву, он, мол, «стирает» преступление. Одна заповедь – одно преступление. Плюс – минус, плюс – минус. Ноль. Простая арифметика. Но это в корне неверный взгляд, и не соответствует реальности.[2]

 

Награда и наказание несопоставимы. Награда за мицвот неизмеримо выше наказания. Даже такая «простая» заповедь, как накладывание тфиллин удостаивает человека вечной духовной награды, которая хранится и ждёт его в будущем, и не сотрётся никаким грехом или проступком.

 

Конечно, есть градация в заповедях – одни из них важнее других, также как и преступления – одни серьёзнее других. Объясняют Мудрецы, что самая великая заповедь – кидуш а-Шем – освящение Имени Б-га. Её суть – в открытии для как можно большего числа людей истинности и красоты, заключённых в Торе Израиля. Соответственно, самое страшное преступление – хилуль а-Шем – осквернение Имени Творца, когда создают отрицательный, не дай Б-г, имидж жизни по Торе.

 

Есть в принципе воздаяния очень интересная особенность, показывающая, насколько точно и справедливо этот принцип осуществляется Небесным Судом.

Если в человеческой судебной практике страдания родных и близких преступника не принимаются в расчет, а приговор приводится в исполнение, даже если семье наказуемого и всем, кто был с ним связан, придётся претерпеть незаслуженные невзгоды, то Небесный Суд работает не так. Ни одному творению в этом мире не причиняется страдание, если оно не было ему положено по суду.

 

Таким образом, немало грешников до поры до времени ускользают от наказания как раз благодаря тому, что кто-то в их окружении не заслужил связанных с этим бед.

Ясно, что человеку осуществить принцип воздаяния с такой скрупулёзностью не дано. И всё же мы можем использовать эту особенность, творя добрые дела для возможного большего числа людей, тогда наверняка среди них найдётся кто-нибудь, для кого наша, не дай Б-г, беда могла бы оказаться незаслуженным страданием, и это, с Б-жьей помощью, защитит и нас.

 

Вера в принцип воздаяния приводит к тому, что ценность этого мира в наших глазах меркнет. И пусть даже вес каждого поступка здесь весьма значителен и влияет как на того, кто его совершает, так и на тех на кого он направлен, тем не менее, само пребывание наше в этом мире, не более чем эпизод. Недаром ведь сказали Мудрецы[3], что «этот мир подобен коридору, ведущему в Будущий мир», и нынешнее - не более чем необходимая подготовка к старту в мир Будущий – Дворец наших грёз.

 

По материалам лекций гаона раби Моше Штернбуха שליט"א.

 

 


 

[1] Дварим,10,17

 

[2] Томер двора, 1

 

[3] Авот, 4,16

Теги: Еврейство