Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева

Линза для рава Шаха

17 мая 2012, 01:22

Отложить Отложено

 

Как часто мы смотрим на великих мудрецов Торы и исподволь спрашиваем себя: Ну что в них особенного, что в них такого, что делает их такими? Почему и как получается, что идут к ним люди за советом, слушают их, ловят каждое слово и юные мальчики, и люди с опытом, дожившие до седины. Как получается, что именно они, эти простые на вид старые евреи, оказываются светочами и опорой целого поколения.

 

Я был у многих больших равов современности, и, помимо воли своей, отмечал в душе, что главным признаком и общим знаком этих непостижимых людей были удивительная простота и невероятная скромность. Не наигранная, не усвоенная долгим опытом общения со многими и многими людьми, но совершенно естественное, идущее из самой сути их, неотъемлемое свойство, которое, то ли родилось с ними, то ли так выстрадано, что прилепилось и стало главным в их природе.

 

Человек моего уровня, бывает, осознав в себе некое достоинство, поневоле ощущает на себе его тяжесть. Он несёт его, как драгоценный орден, он и, не желая того, излучает: посмотрите на меня, у меня это есть. Он, словно нищий, обнаруживший в кармане крупную купюру, наивно кричит: глядите, я богат....

 

У людей по-настоящему больших это свойство начисто отсутствует. Они не подозревают о своём величии. Они ведут себя так, словно каждый может дать им совет. Они говорят с вами так, будто ждут, что вы наконец-то откроете нечто, что им было невдомёк. И неискушённый человек может поддаться этой иллюзии, он распрямляется, он перестаёт дрожать, он открывает своё сердце и говорит так, словно с братом своим старшим, словно с внимательным отцом.

 

Ощущение близости и простоты при встрече с Гдолей Исроэль бывает столь сильным, что почти забываешь, кто перед тобой. Но, насколько эти люди на самом деле возвышенны над нами, можно увидеть хотя бы из примера, взятого из книги раби Ицхака Зильберштейна. Речь там идёт о некоем будничном эпизоде, простом случае из жизни выдающегося мудреца уходящего поколения, - раби Элиэзера Ман Шаха, да будет память праведника благословенна. «Рав Шах», - так в обыкновенном разговоре мы называли его.

 

На склоне лет, - а он прожил 107 лет, - у рава Шаха стали проявляться проблемы с глазами. Очки ему не помогали, и кто-то из специалистов предложил использовать для чтения особую линзу. Чтобы изготовить такую линзу, нужно было провести небольшую проверку зрения.

Проверку можно было сделать тут же, на месте, у рава в доме. Казалось бы, чего проще. Подложили Раву небольшой томик Гемары с маленькими исчезающими буковками, чтобы без линзы не смог прочитать и…. Не тут-то было - Раби читает без проблем.

Ну, это же Гемара, - сказали все, нисколько не удивившись – мало ли евреев знают Талмуд наизусть, а уж рабейну….  Что ж, дадим что-нибудь другое. Подложили раву книжечку позаковыристей - «Равхо Шматато». Книжка для избранных, разбирающая сжато, но на высочайшем уровне различные аспекты алахи. Однако, опять загвоздка, - и её рав Шах «читает» без запинки. То бишь, помнит наизусть.

Хорошо, возьмём что-нибудь ещё сложнее, чтоб наверняка, скажем - «Кцот а-хошен» - серьёзнейший и обширный комментарий на раздел «Хошен мишпат», разбирающий законы имущественных отношений в   Шульхан арухе. «Ну, уж здесь, - подумали все,- без линзы не обойтись!.. »

Однако рав Шах с ходу стал читать и «Кцот а-хошен». Врач уже сомневается - кто сказал, что у Рава зрение ослабло, да он видит лучше, чем мы все…. 

В конце концов, проверку зрения сделать удалось. Помог случай - у кого–то в кармане завалялся номер «Ятед нээман» - харедимной газеты. Вот её раби без линзы прочитать–таки и не смог. Что поделать, газеты - не для его уровня.

 

Теги: , Еврейство