Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Маленькие объяснения больших заповедей

27 января 2012, 05:38

Отложить Отложено

 

Утреннее омовение рук – нэтилат ядаим – предписано потому, что утром человек, как бы создаётся заново – брия хадаша,[1] а также потому, что после ночи на руках обосновывается злая сила – руах раа.[2]

 

Бывает, что вода далеко и некому её принести, и люди с чувствительной душой (баалей нэфеш) идут к воде, проходя за раз меньше четырёх локтей. И это неправильно. Лучше уж добежать до воды, но не задерживать на руках руах раа.[3] А вообще-то, согласно книге Зоар, человек (пренебрегший утренним омовением), проходя утром более четырёх локтей, достоин смерти.[4]

 

Почему же нельзя перед омовением рук преодолевать расстояние больше четырёх ама? Дело в том, что когда человек, не омыв руки, ступает на землю, тогда, не дай Б-г, вся скопившаяся за ночь злая разгорячённость  (חימום הרה)животной души  начинает преследовать его, пытаясь навредить. Поэтому, пока руах раа не смыта с рук, нельзя этой напасти позволить «встать на ноги».[5]

 

Перед утренним омовением рук следует всеми силами остерегаться, чтобы не коснуться какой-либо еды или питья и сделать их тмэим – нечистыми духовно. Однако можно пренебречь этим в отношении маленьких детей, не достигших возраста, когда начинают приучать к заповедям (гиль хинух), так как душа человека в этом возрасте ещё невосприимчива к понятиям, связанным с кдуша. Нет также проблемы, если нееврей прикоснётся к еде или питью. Те же, кто следят, чтобы ребёнок с самого раннего детства не дотрагивался до пищи, не совершив утреннего омовения, достоин похвалы.[6]

 

Те, кто относятся с трепетом к словам Творца, не станут благословлять или произносить слова Торы в присутствии воды, использованной для утреннего омовения.[7] В случае необходимости, следует прикрыть посуду с этой водой, поскольку её духовная нечистота даже более интенсивна, чем у мочи.[8] Зоар же настоятельно рекомендует вообще не задерживать эту воду в доме.[9]

 

Тот, кто берёт на себя труд выносить воду, использованную для утреннего омовения, чтобы выплеснуть её снаружи, удостаивается особой духовной чистоты. И вообще, рекомендуется свести к минимуму присутствие в доме вещей, чуждых еврейству.[10]

 

По книге раби Авраама Ицхака Шперлинга из Львова"טעמי המנהגים ומקורי הדינים"  

 


 

[1] Бейт Йосеф, Орех Хаим, симан 4

 

[2] Зоар, глава Ваейшев

 

[3] Шаарей Тшува, симан 1, сеиф катан 1, от имени Биркей Йосеф

 

[4] Атерет Зкеним, симан 4

 

[5] Сефер Агро де Пирка, 9, от имени Саба Кадиша ми Эрмез

 

[6] Шульхан Арух а-рав

 

[7] Биркей Йосеф

 

[8] Сефер Аводат а-Койдеш

 

[9] Зоар, там же

 

[10] Гаон Маараш ми-Бельз

Теги: , Переводы, Еврейство