Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истина в том, что главное — не учение, а действие, поскольку Тора и человек — одно целое: Тора должна привести человека к тому, чтобы все его действия, все поступки, всё поведение проверялось по ней, не отклоняясь от нее ни вправо, ни влево.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Усилия напрасные и необходимые (5)

28 ноября 2011, 01:22

Отложить Отложено

 

ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

 

Врач – вот к кому обращаются больные, чтобы излечиться, а то и спасти свою жизнь. В Гемаре (Брахот,60,1) пасук (Шмот,21) "Лечи и излечится…" истолковывается в том ключе, что врачу дано Свыше право лечить и исцелять. Находим мы, что и Практический Закон вменяет в обязанность тому, кто нанёс ближнему физический урон, оплатить врачебные расходы потерпевшему. Если бы обращение к врачу было нежелательным или запрещенным, Тора бы не предписала бы возместить лечение. С другой сторогы, Тосафот (Бава Кама,85,1) отмечает: "Врачу дано право лечить и излечивать, даже если это выглядит идущим в разрез с постановлением Царя" Другими словами, если бы Тора не дала специального разрешения "лечить и излечивать", усилия по спасению жизни оказались бы неоправданными и противоречили бы постановлению Царя.

 

РаМбаН считает, что человек, "призывающий Всевышнего не станет полагаться на врачей, ибо что делать врачу в доме, где хранят волю Творца… "(Ваикра,26,11) Другими словами, по мнению РаМбаНа получается, что те, кто обращаются к врачам, свидетельствуют о себе, будто не верят по-настоящему в Творца, поскольку истинно верующий знает, что и болезни, и здоровье, смерть и жизнь – зависят лишь от Высшей Воли, а потому и врач ничего добавить не может, и, следовательно, нет никакой нужды в стараниях и хождениях к врачу, которые не более чем пустая трата времени, сил и денег, то есть, это дело не только бесполезно, но и ослабляет веру.

 

Подобно этому и РаШИ, комментируя Гемару в трактате Псахим(56,1), объясняет, что царь Хизкия, сокрыв Книгу Врачеваний, получил одобрение Мудрецов не зря, "поскольку сердца людей не склонялись перед Вс-вышним, если заболевали, поскольку благодаря Книге Врачеваний, сразу же вылечивались…" Таким образом по мнению РаШИ, Тосафот, РаМбаНа обращение к врачам наносит урон вере в Творца.

 

Согласно же позиции Ибн Эзры и Рабейну Бхайе, всё же есть оправдание усилиям по обращению к врачам, но это относится лишь к внешним повреждениям. "Излечение же любой хвори, гложущей тело человека изнутри, - в руках  одного лишь Создателя" (Ибн Эзра, Шмот,21,19). Другими словами, старания вылечить внутренние болезни человека –  всё же противоречат Постановлению Царя.

 

Однако РаМбаМ, в комментарии на Мишну в трактате Псахим(4,10), похоже, с ними спорит. Более углублённый взгляд покажет, что на самом деле этот спор не о сущности Веры, но лишь об уровне прилагаемых усилий.

 

Что же касается Практического Закона, все Мудрецы согласны с тем, что обращение к врачу необходимо, поскольку диктуется обязанностью предпринимать необходимые шаги для сокрытия Чуда, и это полностью согласуется с желанием Творца.

 

Но не дай Б-г человеку хоть на миг подумать, что врач действительно способен продлить жизнь. Даже если не знать о случаях, когда выяснялось постфактум, что врачебные процедуры не только не помогали, но причинили вред, если даже не знать о лекарствах, чьи побочные вредные эффекты перевешивают положительное воздействие, - даже тогда запрещено думать, что это предпринятые усилия принесли больному выздоровление.

 

Вот что устанавливает Шульхан Орух (Орэх Хаим,230,4): перед любой лечебной процедурой следует сказать: "Да будет воля Твоя, Всесильный мой, чтобы это действие стало мне исцелением, ибо Ты - Исцеляющий даром!"

 

А "Мишна Брура" объясняет: "Чтобы не подумал, будто есть что-либо исцеляющее, помимо Самого Создателя, благословенно Его Имя! Эта молитва поможет человеку возложить упование лишь на Него Одного".

 

По книге раби Менахема Зеева Маора "Иштадлут а-Маамин".

 

Теги: , Переводы, Еврейство