Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева

Древняя синагога в Бейт Альфа

Отложить Отложено

Кибуц «БЕЙТ АЛЬФА» и расскопанные в нем остатки древней синагоги находятся в нескольких километрах от перекреста А-Шита на 71 дороге, где Ган Гуру, между Афулой и Бейт-Шеаном, у подножия горы Гильбоа, на которой погиб со своими сыновьями первый еврейский царь Шауль.

Царь Давид проклинает это место: Горы Гильбоа! Ни росы, ни дождя да не будет на вас, ни полей плодоносных, ибо там осквернен щит героев! Щит Шаула не мазан елеем. (В самом начале второй книги пророка Шмуэля).

И, действительно, три тысячи лет на этой горе не росли деревья, пока КАКАЛЬ — Керен Каемет ЛэИсраэль — не начал высаживать здесь рукотворные леса…

Еще сто лет назад тут была арабская деревня с еврейским названием Бейт-Ильфа, и на этих землях, купленных в 1922 году и обосновался киббуц Бейт Альфа. Киббуцники-то и обнаружили случайно удивительной красоты мозаичный пол, оказавшийся остатками древней синагоги.

Раскопки проводились под руководством знаменитого проф. Э.Л.Сукеника — на фото-с-фото

Сама синагога представляла собой типичный образец подобных строений, в архитектуре называемых базиликой. Многие датируют её постройку VI веком, руководствуясь упоминанием в найденном на мозаике тексте с именем византийского императора Юстина I, правление которого приходится на 518-527 г.г.

Здание синагоги с довольно большими размерами 28 на 15 метров включало в себя двор (атриум), облицованный мозаикой, зал, галерею, ряд коридоров и дополнительных помещений и было направлена на юго-запад, строго в сторону Иерусалима.

На южной стене, толщиной около метра, находилась ниша глубиной в два с половиной метра, выдававшаяся наружу из здания. По всей видимости, здесь располагался арон а-кодеш. В центре ниши археологи обнаружили небольшую яму, покрытую каменными плитами, в которой хранился архив (гниза). Крыша здания была покрыта черепицей, обломки которой были найдены в центральном зале.

«Эзрат нашим» — женская часть — находилась в галерее, над переходами. Многое говорит о том, что у синагоги был второй этаж, если не над всем зданием, то, по крайней мере, над его определёнными частями, как это видно на реконструкции.

На сегодня от синагоги практически осталось только основание с мозаичным полом, над которым построен этот покрытый шифером бетонный барак:

Но главное не снаружи, а внутри: мозаика. Она прекрасно сохранилась

Мозаика была расположена в центре молитвенного зала и состоит из трёх частей. В первой, верхней (снимал сверху, «вверх ногами»), основным элементом является арон ха-кодеш — шкаф со свитками Торы, над которым «нэр а-тамид» — «постоянный огонь» — постоянно горевшая свеча (или свечи). А по бокам — две птицы, скорее всего символизирующие собой присутствие херувимов? (Такие и им подобные птички везде — и здесь, и здесь). Две семисвечные меноры; внизу — два льва, символизирующие царственность; этроги, пальмовые ветви, шофары, храмовые принадлежности и шторы (парохет), закрывающие шкаф со свитками Торы. Вся атрибутика — чисто еврейская.

А средняя, центральная часть мозаики, — 12 знаков Зодиака, расположенных вокруг круга, в котором изображён Восход Солнца. Как объяснить точно это изображение — ломают голову многие; очевидно, эллинизация пропитывала все, даже синогагольное творчество. А может синагога была реформистской?

Над каждым знаком Зодиака расположена надпись на иврите, а по углам (над внешней стороной круга) расположены символические изображения четырёх времён года, как вот например, осень, названная здесь «Ткуфат Тишрей»:

Третья, нижняя часть мозаики, полностью посвящена самому драматичному из библейских сюжетов: Акеде, жертвоприношению Авраамом своего сына Ицхака (Бэрешит 22,1-19).

Для непонятливых (или это были традиции жанра?) авторы подписывали на иврите кто есть кто: Авраам, Ицхак, барашек:

Именно за это испытание праотец Авраам — и мы все вместе с ним — получил Высшее благословение: «Я благословлять буду тебя, … и благословятся в потомстве твоём все народы земли за то, что ты послушался голоса Моего».

Обратите внимание — Ицхак изображен ребенком…

Эта мозаика — редка еще и тем, что в ней сохранились имена мастеров, записанные на греческом и арамейском языках. Этот текст располагается прямо под сценой жертвоприношения, и из него следует, что авторами мозаии являются некие Марианус и Ханан, его сын.

Про древних еврейских мастеров мозаики современные музейщики сбацали аляповатый фильм, которой после гашения света проецируется на спускающийся экран:

Вообще, тексты, режиссура и какой-то особенно-дурацкий стиль подобных фильмов своей наивной хилонимностью меня каждый раз умиляют — они демонстрируются практически в каждом музее — национальном парке Израиля!

Но для объективности надо сказать, что это фильм-рассказ удобен, он сопровождется высвечиванием кусков пола, о которых говорится в данный момент. Сидишь в полном одиночестве и темноте, думаешь о своей связи с евреями, жившими здесь в страшнейших условиях после разрушения Храма, и вспоминаются слова раби Авраама ибн Эзры:

«Б-г всесущ, но человек не в каждом месте может к Нему обратиться»

Теги: Горы, Цари, Синагоги, Национальные парки, Орнаменты, Мозаики, Долина родников, Иорданская долина