Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц

Ода вину

07 марта 2012, 14:38

Отложить Отложено

Липкими руками ищу последнюю пробку… Этой минуты с прошлой зимы я ждал 9 месяцев, как ребенка…

Все! Можно пить! Чувствую себя самогонщиком, или женщиной после родов, или автором пахнущей типографией книги… С этого момента вино можно пить!

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мелех оойлом, бойрей при агофен!

 

На виноград, преднозначенный для вина, отделяют маасер только после его разлива по бутылкам, поэтому самая последняя точка во всем процессе самопального винодельчества — именно затыкание пробок в бутылки, сразу после отделения маасера. После этого можно и попробовать собственное винотворчество, из черного ароматного винограда, посаженного своими руками шесть лет назад.

Волновался я ужасно — получится или нет? Первый раз особенно страшно и трепетно… Ведь вкус — это благословение, и нет никакого логического объяснения — иногда вино невкусное: терпкое, кисловатое, тухловатое, приторное, горькое и т. д., а иногда — вообще скисает, поэтому в Ошанна Раба, в последний день Суда, когда когда учатся всю ночь (у кого есть силы), и просят обо всем, обо всем на свете — в этом году я молился в том числе о вкусе вина, чтобы оно получилось.

Вино, вино! О простом пьянстве речь не идет))), только о духовной сущности, о возвышении и просветлении. В вине заключены многие тайные и мистические понятия… Некоторые комментаторы считают, что именно виноград был тем самым запретным плодом в Райском Саду. Почему мы освящаем многие заповеди вином — Субботу и Праздники, отделение святого от будничного, женитьбу и обрезание, выкуп первенца? Почему в благословениях на другие продукты конкретные плоды не упоминаются — только плод винограда? Почему в Пурим заповедано «напиваться» именно вином, а пить виски — совсем не мицва? Почему в списке плодов, которыми славится Земля Израиля, уподобленная земному Раю, первым перечисляется виноград? Почему трапезой называется лишь такое застолье, где и вино и мясо? Эйн симха, эла бебасар веяйн

Говоря по правде, я никогда не понимал исключительности этого напитка. До дня, когда разлил и распробовал собственное вино, выпив пять стаканов, как в Песах по раби Тарфону… Был Суккот, каждый глоток наполнял незнакомой мне доселе энергией и радостью, и я воочию прочувствовал, почему Суккот называется Праздником, радоваться в который — самая трудная заповедь. )))

 

Итак, о самом производстве вина. Все начинается в начале зимы с подрезания виноградных ветвей. Интересно, что у каждого этапа виноделия в иврите есть отдельное слово:

"Ханата» — процесс, в течение к-рого цветок превращается в плод

"Змира» — подрезание веток

"Сирук» — «причесывание» будущей грозди путем удаления растительности, так, чтобы осталось около 120 цветков

"Зинув» — срезание самых нижних ягод в грозди винограда

"Хилун» — удаление листьев с грозди

"Хигур» — снятие засохшей коры с веток

"Китум» — удаление лишних веток

Чем больше подрежешь зимой — тем более увесистые грозди вырастают, но сначала появляются такие вот соцветия, взрывающиеся потом в грозди:

Довольно быстро виноградины наливаются соком,

начинают темнеть и набухают

И вот приходит момент, который важно не пропустить — начиная со второй половины лета виноградины постопенно начинают подсыхать… Выбор времени снятия урожая во многом определяет вкус плодов.

А-Бацир, непосредственно снятие винограда:

Сказано в Торе (Дварим 24:21): «Когда будешь собирать виноград — не оставляй за собой совершенно обобранную [лозу]"; выражение “за собою” намекает на то, что нельзя возвращаться, чтобы подобрать забытый на лозе виноград.

Цитирую комментарий р. Пинхаса Кеати на мишну Пеа: ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕТ — о котором говорит Тора (Ваикра 19:10): “И отдельных виноградин, [упавших при сборе урожая] виноградника твоего, не подбирай бедняку и пришельцу оставляй их”? ТО, ЧТО ПАДАЕТ ВО ВРЕМЯ СБОРА ВИНОГРАДА — одна или две виноградины, которые отрываются от грозди во время сбора винограда и падают на землю.

Олелот (“оборыши”) — кисти винограда, бедные ягодами, которые находятся лишь на стволе. Виноградная гроздь состоит из следующих частей: срединная ветка, являющаяся основой грозди, называется “хребет”; от нее отходят перпендикулярные отростки, каждый из которых является миниатюрной виноградной гроздью, — если они плотно прилегают друг к другу, их называют “плечами” грозди, однако если же они выходят из “хребта” вразбивку, у грозди “плеч” нет; в нижней части грозди этих отростков нет: здесь виноградины растут из самого “хребта”, и когда их много, кажется, что на “хребте” висят крупные капли-виноградины — поэтому такие ягоды называются “капель”. Наша мишна учит, что олелот — это такие виноградные грозди, у которых нет ни “плеч”, ни “капели”, но лишь некоторое количество ягод разбросаны по “хребту”. Вот о таких-то гроздьях говорит Тора, что их следует оставлять для бедных. (Рамбам говорит, что олелот называются так потому, что по сравнению с другими гроздями они — все равно как ребенок (на ивр. “олел”) по сравнению со взрослыми людьми. )

Во время Талмуда любое вино, в которое не добавили воду, было запрещено для благословение “Борэ при агофен”. Густое вино, в котором при его производстве не было ни капли воды, добавляли либо треть, либо половину воды, и тогда уже благославляли на “плод лозы виноградной”. Кстати, вино и сок, которые мы покупаем в магазине и пьем, как правило, тоже сильно разбавлены, так, что некоторые законодатели сомневаются вообще, можно ли на такие напитки говорить благословение “Борэ при агофен”.

Еврейский народ сравнивается с виноградником, который подрезает Виноградарь… Интересно, что даже у евреев России распростренены фамилии Виноград, Виноградов, Виноградский (на иврите — Гафни, как зовут израильского религиозного члена кнессета)

Вид этой жижи страшен. Часть из моих детей побрезговали пачкаться (я, чесно говоря — тоже), но нашлись энтузиасты:

Потом всю эту жижу сливаем в канистру (специально купленную, для пищевых продуктов, не перепутайте) и оставляем бродить на сорок дней. Там вино отделется от корочек и косточек, приобретая удивительные цвет и прозрачность, и главное — вкус и градус.

Следующая фотка — сразу после Йом Кипура. Нашего винограда выросло мало, поэтому не выкидываем ничего. Отжим жмыха:

Переливание последних капель:

Последнюю каплю нацеживаю в кидушный стаканчик, потом отделяю (кстати, эта заповедь только здесь, в Израиле) маасер уже на вино (все бутылки и емкости должны быть открыты), говорю благословение и

Ты в Раю.

Незаметно вырастают крылья, в ушах звучит что-то восточно-струнное, окружающее начинает плыть при полностью просветленном сознании…

Вдруг есть ответы на все вопросы…

Ни за какие деньги такое вино не купишь. Не пробовал ничего подобного.

Радость Праздника, застолья, заповеди. Вкус Райского Сада. Великолепие.

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мелех оойлом, бойрей при агофен!

Теги: Шулхан Арух, Мицва, Детский отдых, Святость, Личное, Вино, Ручная работа