Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Азарт и азартные игры

Азарт — чувство воодушевления, душевного возбуждения и задора, возможно, граничащее с запальчивостью — ведомо в той или иной степени каждому человеку, ведь оно, как и все остальные качества (мидот) заложено в человеческой натуре. Станет ли оно нашим союзником-воодушевителем в изучении Торы и выполнении заповедей или нашим врагом-азартом — зависит от того, как и в какой мере мы будем его использовать.

Оглавление

Воодушевление и азарт [↑]

Можно заметить, что каждый жизненный этап начинается обычно с воодушевления, которое быстро сменяется разочарованием. Все, что мы видим, слышим, обоняем и даже осязаем только в начале рождает в нас острые ощущения, но очень скоро мы перестаем это замечать. Мы не способны поддерживать свежесть восприятия естественным образом — это возможно только на уровне чуда: например, жертвенный хлеб в Храме оставался свежим в течение всех дней хранения, символизируя тем самым постоянную свежесть отношений Б-га с еврейским народом. Но в естественных условиях свежие продукты неизбежно черствеют и портятся.

Человек искусственно воодушевляется в начале любой жизненной фазы, но, чтобы мы могли достичь высот личного совершенства, которые стоят перед нами, честно заработать свой взлет, Б-г отнимает воодушевление. Наша задача состоит в том, чтобы отстоять это воодушевление, сберечь его и сделать частью своего характера.

Это умение воодушевляться было дано Вс-вышним для того, чтобы мы смогли добиваться духовного роста. К сожалению, если человек использует это качество неправильным образом, — оно превращается в своего антипода: в тот азарт, который заставляет его играть в азартные игры и в конечном счете делает его своим рабом. Избавиться от игровой зависимости не менее сложно, чем от наркотической, и часто бывает, что без помощи специалиста здесь не обойтись.

Азартные игры [↑]

В древнейшую эпоху истории азартные игры были евреям неведомы. Впервые они упоминаются в Мишне, где именуются «игрой в кубию». Слово «кубия» («костяной кубик» — арабск. as-sâr, hasard, отсюда и русское «азарт»), ставшее термином для азартных игр, указывает на греческое происхождение этого явления.

Законоучители относились весьма неодобрительно к азартным играм, и стих (Псалмы, 26, 10): «У них в руках злодейство, и десница их полна мздоимства» — они применяли к людям, которые играют в кости и обирают друг друга.

Средневековым евреям были известны, кроме игры в кости и пускания голубей, еще игры «в чет и нечет», «в целую или половину», «в тыл или острие» (вероятно, при помощи бросания на воздух ножа). В XV веке первое место среди азартных игр заняли карты, столь быстро распространившиеся в христианской Европе.

В последнее время в нееврейском мире стали популярны казино. В 1959 году комиссия по туризму Израиля, в надежде увеличить приток туристов, поставила вопрос о разрешении казино, но, к счастью, специальная комиссия правительства Израиля вынесла решение о нецелесообразности создания в Стране казино и о запрете этого бизнеса в дальнейшем. Тем не менее, на территории Израиля действуют сегодня сотни подпольных казино и других игорных заведений.

Алахические аспекты запрета играть в азартные игры [↑]

Тора запрещает нам играть в азартные игры, так как это связано с множеством алахических и морально-этических проблем.

Перечисляя категории людей, которые не могут быть свидетелями в еврейском суде, Мишна (Рош а-Шана 22а) говорит об игроках в кости и устроителей «соревнований» голубей (чей голубь прилетит быстрее). Этих людей, наряду с ростовщиками и торговцами плодами седьмого года, мудрецы по их роду занятий подозревают в нарушении законов Торы, охраняющих частную собственность. Поэтому мудрецы посчитали, что они способны на лжесвидетельство, если им предложат за это деньги.

В трактате «Санедрин» (3:3) Мишна уточняет, что имеется в виду профессиональный игрок, ничем другим, кроме игры, не занимающийся. Согласно другому объяснению, профессиональный игрок не годится в качестве свидетеля потому, что он не желает знать, сколько забот и переживаний связано у других людей с заработком, и не чувствует жалости к своему ближнему, который из-за него терпит убытки. И точно так же он не стыдится лгать, потому что во время игры он привык прибегать к обману и не боится опозориться перед людьми (а-Меири).

Другие комментаторы указывают, что мудрецы приравняли профессионального игрока к грабителю, так как деньги, которые он присваивает себе, их хозяин отдает ему не по доброй воле, а его вынуждают к этому правила игры, которые не могут считаться законным основанием для получения денег (Раши, Бартанура).

Что касается голубятников, согласно одному объяснению в Гемаре (Санедрин 25а), имеются в виду те, кто устраивает такие состязания голубей, когда со всех участников собирают определенную сумму денег, которую забирает себе тот, чей голубь прилетит к цели первым. С этой точки зрения, «голубятник» — тот же игрок в азартные игры.

По мнению Рами бар Хама, причина запрета азартных игр в том, что человек изначально, делая ставку, рассчитывает выиграть, а не проиграть. Соответственно, когда выигравший забирает деньги, он делает это как бы против воли проигравшего, иными словами, обкрадывает его. Такая ситуация называется асмахта. Далее Гмара (27а) говорит, что человек, занимающийся воровством, не может быть свидетелем. Хотя участие в азартных играх не является прямым воровством (ведь проигравший сам отдает деньги!), любое действие, противоречащее закону, которое предпринимается для достижения финансовой выгоды, подобно воровству.

Рав Шешет дает другое объяснение запрету: голубятник и игрок в кости не занимаются общественно-полезной деятельностью. Раши объясняет: игрок не знаком с элементарными правилами ведения дел и не является богобоязненным, соответственно, на его мнение нельзя полагаться.

Рамбам (Законы о краже 6:10) пишет, что играть в азартные игры запрещено в любом случае — как профессионально, так и «любительски», поскольку это подобно воровству. Тосафот, Рош и другие комментаторы (Санедрин 24 б) считают, что законом запрещено лишь зарабатывать игрой на жизнь.

Тосафот и комментарий Сефер Мордехай уточняют: даже в соответствии с «облегчающим» мнением, играть в азартные игры непрофессионально разрешено только в том случае, когда ставки делают наличными, причём деньги кладутся на игровой стол так, что победитель получает выигрыш на месте. Ситуация, когда игроки обещают заплатить через некоторое время, рассматривается как асмахта и запрещена, поскольку тут уже речь идёт о подобии воровства.

Шулхан Арух (Хошен Мишпат370:1-3) устанавливает этот закон в соответствии с мнением Рамбама, сообщая нам следующее: «Люди, которые играют в кости или камешки и уславливаются между собой: кто победит в игре — получит такую-то сумму от остальных участников; а также те, которые устраивают соревнование животных или птиц и уславливаются: чье животное победит в драке или пробежит быстрее других, получит от остальных такую-то сумму; и те, которые играют в прочие подобные игры, — нарушают запрет…».

Морально-этические проблемы азартных игр [↑]

Гемара (Шаббат 105 б) говорит: человек, который в гневе рвет на себе одежду или бьет посуду, должен выглядеть в твоих глазах как идолопоклонник. Так дурное начало завладевает человеком: сегодня оно говорит тебе одно, завтра другое и, в конце концов, может привести человека к поклонению идолам.

Человек, который не в состоянии себя контролировать, в конечном итоге сойдет с правильного пути. Подобное явление мы наблюдаем и при азартных играх: в какой-то момент человек бывает настолько увлечен игрой, что теряет контроль над собой, а это может привести к ужасным последствиям. История полна примерами того, как люди проигрывали в казино все свое состояние, оказываясь без гроша в кармане и без крыши над головой.

Рав Мойше Файнштейн (Игрот Мойше, Йорэ Дэа 3:35) также говорит о запрещении занятий, которые вызывают зависимость и приводят к потере контроля над собой. Сюда относятся, вероятно, интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр, шопоголизм (зависимость от постоянных покупок) и т.п.

Рейшит Хохма (Шаар Кдуша 12) говорит, что азартные игры запрещены, даже когда играют не на деньги, т.к. компания игроков является «собранием насмешников».

Зачастую азартные игры могут стать причиной семейных проблем и даже развода. Уже в эпоху ришоним (ранних комментаторов) обсуждался вопрос о семейных отношениях, разрушенных из-за увлечения азартными играми.

Как насчет ханукального «дрейдла»? [↑]

Несмотря на внешнюю схожесть с несомненно запрещенной «кубиёй», игра в ханукальный севивон (его еще называют дрейдл, на идиш) имеет особый статус. Игра в севивон — древний еврейский обычай, он «намекает» на глубокие и возвышенные предметы и упоминается в книгах наших мудрецов.

Из книги Оцар Минhагей Йешурун следует, что обычай этот возник еще в период греческого владычества, когда евреям запрещалось изучать Тору и выполнять заповеди. Евреи делали это подпольно, а когда появлялись враги — делали вид, что собрались вместе не для изучения Торы, а чтобы играть в «волчок».

Книга Сиах Сарфей Кодеш приводит еще одно объяснение этого обычая: чтобы маленькие дети не уснули и смогли присутствовать при зажигании ханукальных свечей и участвовать в общей радости, их занимают веселой игрой. Благодаря игре они обращают внимание также и на горящие свечи Хануки.

В четырех буквах, начертанных на севивоне, содержится намек на четыре силы, «замешанные» в человеке: נפשי (душа человека), גופני (сила тела), שכלי (сила разума) и הכל (Высшая сила, Включающая в себя всё, Управляющая всем миром). А также — намёк на Машиаха, ведь гематрия (числовое значение этого слова משיח = 358) равняется гематрии букв на севивоне (נ',ג',ה',ש' = 358).

Мудрецы говорят, что отец, который играет со своим ребенком в Хануку в севивон, не нарушает запрет «Шулхан Аруха». Ведь причина запрета — сходство выигрыша в азартной игре с грабежом. А согласно еврейскому закону, имущество ребенка, пропитание которого возложено на его отца, — принадлежит отцу, так что ни о каком грабеже речи быть не может.

Можно отметить, что в хасидских общинах принято также «играть» в севивон следующим образом: кидают севивон и по букве, которая выпадет, определяют, на какие благотворительные цели пойдут ханукальные пожертвования.

***

Итак, азартные игры евреям запрещены не зря. Кроме очевидных алахических и этических проблем, о которых говорилось выше, вышедший из-под контроля азарт неизбежно разрушает душу игрока, заставляет его забыть об истинном предназначении в этом мире и уводит его с Путей Творца.

Выводить материалы