Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Еврейская история 109. В поисках дерева бразил в маленькой Венеции (1498 - 1528 гг.)

Рав Гедалия Шестак, из цикла «Еврейская история»
Темы: Америка, Еврейская история, Испания, Рав Гедалия Шестак, Путешествия

В этой лекции мы узнаем зачем еврей Иванов сменил свою фамилию на Петров и как с этим был связан Алонсо Перес из Кастилии. Познакомимся с Васко да Гама и его еврейскими учителями, выясним, зачем его протеже съел слона, а его еврейский друг, став рыцарем, не смог жениться на даме своего сердца. Совершим плаванье на корабле «Святой Христофор», который став «Еврейкой», доплыл до Ханаана и сделал своего хозяина первым капиталистом Америки. Выясним, кто первый узнал, что Америка это не Индия, Бразилия — не дерево, а континент — не человек, хотя и носит его имя. И, наконец, попытаемся понять, почему в Испании все евреи — португальцы, лошади — не драконы, а евреи — не только великие мудрецы и музыканты, но и открыватели Нового Света

Материалы по теме

Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции и духовности

Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»

По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

Рав Гедалья Шестак

Неизвестный автор

Родился в Киеве. Начал соблюдать с 1992 года, хотя поисками смысла жизни занимался с 1988 года. В начале 90 годов иммигрировал с семьей в Австралию. Жил в Мельбурне. Занимался в Йешиве и университете. Параллельно вел цикл еврейских передач на русском языке на Австралийском телевидение. В 1998 году приехал в Эрец Исраэль. Учился в йешивах и вел еврейскую общину в Петах Тикве. С сентября 2001 года в Москве. Возглавляет Московскую общину «Дор Ревии». Два высших образования. Женат, шесть детей.

Авраам Коен

Козел Отпущения на горе Азазель

Синагога на улице Элдридж, Нью-Йорк

Разные авторы

Восточная сторона Нижнего Манхеттена — это место, вошедшее в историю города, как традиционное поселение европейский евреев. И даже несмотря на то, что сегодня еврейское население города расселяется по иному принципу, это место продолжает считаться территориальной основой общины. Что и понятно, так как с 1880 по 1924 год именно здесь проживало 75% от двух с половиной миллионов евреев, прибывших из европейских стран за эти годы. Возведенная в 1887 году, это первая крупная синагога, построенная восточно-европейскими евреями в Америке. О синагоге в Нью-Йорке наслышаны потомки евреев, бежавших в США из Украины, России и Польши. После погромов еврейских кварталов в Польше, России и Украине во время правления российского царя Александра III, евреи начали массово эмигрировать в Нью-Йорк и оседать в достаточно дружественном Нижнем Ист-Сайде. Почти 50 лет синагога была центром еврейской жизни и взамопомощи Нижнего Ист-Сайда, но в 1930-х общественность переместилась в Бруклин и синагога сильно обветшала. Но в 1980-х в рамках проекта восстановления её привели в порядок. Сейчас она фактически находится в Чайна Тауне. Внутри очень красивые витражи, мозаики и фрески. Изюминка синагоги — весьма впечатляющее цветное витражное стекло. Иногда кажется, что смотришь через иллюминатор в голубое небо, полное звёзд. В 2008 году журнал The New Yorker назвал синагогу в числе топ-10 архитектурных шедевров города.


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше