Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Вторая книга Торы, Пятикнижия Моше (Моисея). Название получила по первым словам — «Веэле шемот, И вот имена…» В Талмуде называется «Хумаш Шени», «Вторая (книга) Пятикнижия». По-арамейски — «Сифра Демапкана» (Книга Исхода). В переводе на греческий получила название «Эксодос Аэгиптос» (Исход из Египта). В латинских кальках — просто «Эксодус». По-русски — «Исход».

Согласно Масоре, разбита на 11 субботних глав-разделов. Так называемых «числовых» глав (пронумерованных) — 40. Общее число стихов — 1209.

Вплоть до 20-й главы текст представляет собой повествование с редкими вкраплениями законов (12:1—28, 13:2—6). В нем рассказывается о выходе евреев из Египта и первых месяцах, проведенных в пустыне.

Краткое содержание повествовательной части. Положение евреев в Египте после смерти Йосефа. История жизни Моше. Всевышний поручает ему спасти евреев. Отказ фараона отпустить евреев. Десять ударов по Египту. После десятого удара фараон отсылает евреев. Погоня. Чудо на расступившемся море. Евреи ропщут на Моше. Вода из скалы, ман с неба (манна). Первое нападение амалекитян. Евреи у горы Синай. Десять заповедей. Народ поклоняется золотому тельцу. Моше вымаливает прощение евреям. Скрижали Завета. Сооружение Переносного Храма.

Законодательная часть: Десять заповедей (20:1—17), нормы этического характера (гл. 20-23), законы о Храме, о Песахе (12:1—20, 43—50), о субботе (31:12—17; 35:1—3) и т.д.

Комментарии Устной Торы на книгу Шмот собраны в сборниках «Шмот Раба» из «Мидраш Раба», а также в двух «Михильтах» — Дераби Ишмаэль и Дераби Шимон бар Йохай.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше