Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Проведем аналогию. Если Всевышний хочет дать человеку

максимальное благо, то надо сделать так, чтобы у того была возможность заработать это благо самому, а не получать его даром. Иными словами, близость к Творцу должна быть плодом УСИЛИЙ ЧЕЛОВЕКА. А следовательно, он должен быть создан достаточно НЕСОВЕРШЕННЫМ и далеким от Него, ибо только в таком случае существует возможность приблизиться к Нему. Причем человеку должны быть известны те поступки, которые приближают его к Создателю. Или удаляют от Него.

Разговор идет о таком достижении нами близости к Абсолютному Благу, которое является исключительной заслугой нас самих, поскольку пришло в результате наших собственных усилий. Здесь все дозировано. Если бы желания приблизиться к Нему в нас было мало, мы бы не распознали его в себе. С другой стороны, если бы Творец, создавая людей далекими от Себя, вложил в них неодолимое желание приблизиться и тем самым жестко запрограммировал их приближение, никакой заслуги с нашей стороны здесь бы не было. Люди превратились бы в роботов; пусть со встроенной программой самосовершенствования, но тем не менее ­механизмы…

Итак, дар Всевышнего нужно заслужить. Причем заслугой человека являются только те его действия, которые он совершает добровольно, к которым его не принудили, которых он мог бы и не совершать. Строго говоря, любое ВЫНУЖДЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ (не зависящее от человека) не может рассматриваться как ЗАСЛУГА.

То же самое можно сказать о «заслуге» со знаком минус: человек не может нести ответственность за действие, совершенное под принуждением. Он «не заслужил» за него наказание. Если четверо молодцов-хулиганов взяли прохожего и бросили его на витрину магазина, понятно, что брошенный не должен платить владельцу магазина за нанесенный ущерб, —

хотя, вроде бы, витрина разнесена вдребезги его телом. На брошенное тело подействовала внешняя сила, которой человек, владелец тела, не мог противостоять. Не он разбил витрину, а четверо молодцов. Он не действовал, а был задействован.

Вынужденное действие не связано с человеком и в том случае, когда он действовал под влиянием внутренней причины. Клептоман, человек с расстроенной психикой, которая толкает его на воровство, тоже не отвечает за свои поступки, хотя никакие молодцы не заставляли его «пойти на дело». Причина здесь внутренняя: его заставила воровать болезнь; ему не оставлено выбора, поэтому суть поступка — не воровство; он — больной, а не преступник. (Другое дело, когда человек добровольно приводит себя в состояние невменяемости: выпил вина, принял дозу наркотиков.) Лишь здорового человека мы считаем ответственным за свои поступки. Почему? Потому что он мог их не совершать. Разбивший витрину камнем или телом другого человека — несет за нее ответственность. Это сделал он! Такое же правило применимо и к нашим рассуждениям о заслугах: нашими заслугами могут считаться только те поступки, которых мы могли бы НЕ СОВЕРШАТЬ.

Принцип, к которому мы вплотную подошли, называется СВОБОДОЙ ВЫБОРА. Он означает, что Всевышний не запрограммировал человека на исполнение Его воли. Никому заранее не предопределено — приближаться к Первопричине или удаляться, стать достойной личностью или опуститься до преступления. Многое заранее дано человеку в жизни, — его качества характера, темперамент, умственные способности, таланты, — но все это только условия жизни. Они определяют где и как будет происходить выбор человека, но не сам выбор. Человеку задано поле приложения его сил, он выпущен на сцену, обставленную реквизитом, на которой произойдет самая увлекательная драма — его жизнь. Но что ему играть — решает только он сам. Всевышний НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ в выбор человека, как бы сокращая, сжимая, уменьшая Свою безграничную власть, — для того чтобы правильный выбор стал полноценной заслугой человека.

Всевышний умеет как бы ограничивать Себя, «сдерживать» свое

могущество. Мы уже знаем, что на создание вселенной, говоря человеческим языком, Его ничего не толкало. Он и без вселенной самодостаточен. Создав мир, Он как бы ограничил Себя, «выделил из Себя» то, что, приобретя реальность, перестало ощущать себя как часть Всевышнего. Теперь мы столкнулись еще с одним примером Его самоограничения: Творец, управляя миром, не вмешивается в выбор человека.

Итак, человек выбирает между приближением к Первопричине и удалением от Нее. Разговор идет о старом, знакомом всем нам выборе ­между добром и злом. Просто мы подошли к нему с другой стороны. Понятия добра и зла очень важны, — настолько, что им стоит посвятить отдельный разговор. Пока отметим еще раз: добро — это по сути то же самое, что мы назвали «благом». Источник блага, а значит, и критерий добра — Тот, Кто есть Абсолютное Благо. Добро — это то, что соответствует воле Бесконечного, а зло — то, что противоречит ей. Фактически, мы дали «рабочее определение» понятий добра и зла. Поскольку воля Всевышнего состоит в том, чтобы мы насладились от близости к Нему, добром становится все то, что приближает нас к Нему, а злом — то, что отдаляет нас от Него. Значит, свобода выбора между добром и злом означает возможность человека выбирать между двумя действиями — приближением к Б-гу и удалением от Него. Заметьте — между двумя НЕВЫНУЖДЕННЫМИ действиями.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

Молитва «За чудеса»

Хава Куперман

Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Продолжение войны хашмонеев.

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Ханука 2017: 14.12.17 — Толдот Йешурун в Ашдоде: экскурсия с равом Хаимом Бурштейном «По следам Хасмонеев»

Редакция Толдот.ру