Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Личный взгляд

В эти дни мнения в Израиле разделились по поводу сделки по освобождению Гилада Шалита. Даже родственники жертв террора разделились на две группировки, устраивающие отдельные демонстрации — «за» и «против». С одной стороны — несчастный солдат в самом страшном плену. А с другой — что натворят, сколько крови прольют многие сотни злостных террористов, выпущенных из тюрем?

А у меня нет «своей позиции» по этому вопросу. Не потому, что я человек равнодушный и бесчувственный (если бы было так, я не тратил бы времени на писание этих строк). А потому, что нормальный человек, который честно принимает в расчет все стороны и до которого действительно доходит вся боль подобной трагической дилеммы, просто бежит от нее — если только может (если он не облечен государственной ответственностью, заставляющей принимать решение)… Иногда бремя подобного рода решений оказывается непосильным. Поневоле вспоминаются трагические эпизоды периода Катастрофы. У матери в гетто забирают двух детей на уничтожение — это называлось «киндер акцион» — и вдруг предлагают ей взять назад одного из них. Кого? Решай сама! Она берет одного — другой вопит: «Мама, мама!», берет другого — вопит первый! И она не берет ни того, ни другого… Или предлагают вписать в удостоверение личности (и тем спасти, по крайней мере, на время от отправки в лагерь смерти) кого-то одного из двоих: либо жену, либо мать. Кого? Решай — «свобода выбора»!

От такой «свободы выбора» люди сходили с ума, кончали с собой. Это были отдельные личные эпизоды на фоне общей трагедии. Но кто бы мог подумать, что на 62-м году существования еврейского государства подобное все еще будет возможно, и личный эпизод разрастется до всеизраильского масштаба, и уже не та или иная мать, а вся страна будет стоять перед подобной кровавой дилеммой?? Ведь уже более столетия мы слышим (от «новых мудрецов», противопоставивших себя традиционной еврейской мудрости), что корень всех бед нашего народа якобы в том, что прежде не было у нас государства и армии, — а теперь передовое демократическое государство и сильная армия гарантируют, что подобное не повторится! И эта вера нашла свое выражение в одном емком лозунге, в трех крылатых словах на иврите: «леолам ло од»«никогда больше!», которые звучат на протяжении многих лет на официальных церемониях памяти жертв Катастрофы и т. п…

Но теперь, в свете воистину трагического выбора, который делает в эти дни страна, как и в свете того, в каком положении она, единственная в мире, пребывает десятилетиями, — страна, которую с первого ее дня со всех сторон обступали и обступают войны, террор и угрозы (новейшая из которых — атомная, как будто без нее недоставало); страна тревог, бомбоубежищ и противогазов; страна, грубо и нагло обманутая своими «партнерами» по так называемому «мирному процессу», а эта нынешняя траги-абсурдная ситуация связана с солдатом — частицей той самой армии, «самой сильной на Ближнем Востоке», которая вроде бы должна быть гарантом того, что «леолам ло од» и прежним трагедиям не бывать — не пришло ли в свете всего этого время для другого, нового лозунга — тоже из трех слов: «гораль йеуди родеф»«еврейская судьба преследует»! Не получается у нас «быть как все»… Быть может, не на тех путях искали мы в ней перемен? Как раньше судьба наша преследовала нас во всем мире поодиночке или общинами, — точно так же с созданием государства она преследует собравшихся в нем евреев «коллективным образом»…

Таково «особое Божественное управление», которого мы удостаиваемся, — закономерно, в полном согласии с древней и вечной еврейской (а точнее — Божественной) мудростью, поскольку «галут» — «изгнание» — еще продолжается, и не удостоились мы еще настоящего Избавления… Сказал духовный руководитель ешивы (в которой учится автор этих строк) рав И. Бородянский, в самые первые дни после захвата в плен Г. Шалита (на иврите «шалит» означает «властитель»): «В итоге этой истории Всевышний покажет нам, кто есть в этом мире истинный “властитель”!» Ну что же; к тому все и идет. В этот час решение еще не принято — но совершенно ясно, что с завершением сделки, если она будет осуществлена, история не заканчивается. Но одно можно сказать уже сейчас: наши враги, как видно, не ведают, что творят, меняя одного на тысячу. Они считают это своим успехом — но не понимают, что при этом как бы «расписываются» собственноручно в том, что один еврей (даже простой солдат!) стоит больше, чем тысяча подобных им, — и в глазах Всевышнего тоже! И это прямо связано с тайной избранности нашего народа, которую они, наши враги, наилучшим образом подтверждают, — ведь ни у кого другого такого «обмена» никогда не было и быть не может, и если простой солдат вдруг стоит в центре мировой политики, то это может быть только еврейский солдат! Они чтут Б-га (так утверждают, по крайней мере) — но не чтут человеческой жизни, Им сотворенной — ни своей, ни чужой. А у нас — если осуществится сделка — весь народ будет отвечать своей кровью за свободу одного еврея… Правильно это или неправильно — среди нас нет в этом согласия, но у других народов подобная дилемма немыслима изначально. Ее существование само по себе означает кровную связь между всеми нами — евреями. И, быть может, не случайно эти события происходят в ту неделю, когда в Торе читают главу «Ваигаш», в которой трагическая история продажи Йосефа завершается величайшей демонстрацией братства и взаимного поручительства сынов Израиля друг за друга. В заслугу этого пришло избавление тогда (Йеуда поручился за Биньямина, и Йосеф открылся братьям) — в заслугу этого оно придет и ныне.


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

Молитва «За чудеса»

Хава Куперман

Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Продолжение войны хашмонеев.

Ханука

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханука приходится на самое тёмное время года, когда день короток, а небо чаще всего затянуто облаками. В этой непроглядной темени евреи зажигают Ханукальные свечи в память о чуде, случившемся двадцать пятого Кислева 165 года до н.э., в те времена, когда землей Израиля правили греки

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Ханука 2017: 14.12.17 — Толдот Йешурун в Ашдоде: экскурсия с равом Хаимом Бурштейном «По следам Хасмонеев»

Редакция Толдот.ру