Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц
Книга рава Эзриэля Таубера.

— Вот это неожиданность! — воскликнул раби. — Входите. Я вас не видел по крайней мере год.

— Если уж быть точным, то полтора года, — улыбнулся Давид.

— Вы женаты уже полтора года?

— Да.

Раби предложил им сесть и угостил горячим чаем. Потом он сказал:

— Мне очень отрадно видеть вас обоих такими.

— Спасибо.

— Раби, — сказала Рут. — Прежде всего, я хочу сказать, что мы искренне сожалеем, что не общались с вами все это время.

— Тебе не надо извиняться, — ответил раби. — У меня нет к вам претензий. Почему вы должны извиняться? Это говорит только о том, что вы оба были очень заняты.

— Да, мы были очень заняты в течение этих полутора лет, постигая премудрости Торы, — сказал Давид.

— И это, безусловно, наложило отпечаток на ваши лица, — отметил раби. — Однако прежде всего наверстаем упущенное. Расскажите мне, что произошло в вашей жизни за это время?

Давид и Рут очень живо описали свою свадьбу и шева брахот и коротко рассказали о других подробностях своей жизни. Потом Давид наклонился к раби и сказал:

— Раби, мы счастливы в браке. Мы присоединились общине, тесно общаемся с ее членами. Нам стали понятны многие нюансы. По крайней мере, по мнению других людей, мы добились определенных успехов в учебе. Однако это опасная вещь — «добиться успехов».

— Давид имеет в виду, — вступила в разговор Рут, что теперь мы не понимаем, продвигаемся ли мы вперед так же успешно, как и тогда, когда все было для нас внове.

— Наверно, этого следовало ожидать, — добавил вид, — а может, и нет. Я не совсем уверен. Могу сказать, что меня беспокоит: временами я ощущаю как бы давление и просто формально исполняю обязательства. Иногда у меня нет такого отношения к вещам, каким должно быть.

— Я не знаю, поможет ли это тебе, но скажу, что вполне обычное явление, — ответил раби. — Начало в любом деле наполнено многими удивительными магическими прорывами. Сложность и состоит в том, чтобы устоять, сохранить и продолжить начатое.

Более того, это проблема не только тех, кто обрата к Торе, подобно вам. Это также проблема тех людей, кто вырос в религиозных семьях. Я называю это — стать евреем-роботом. От этого бедствия не застрахован никто.

— Я понимаю, что это должно меня успокоить, — добавил Давид. — Но мы не хотим быть такими еврея автоматами. Почему все так легко становится обыденным

— Может быть, от того, что от нас требуется вести жизнь праведного еврея. Тора — животворная, целая программа жизни, охватывающая любые возможные положения и ситуации. Проблема в том, чтобы, занимаясь, частностями, не забыть о целом.

Это похоже на долгую поездку: перед отъездом изучаешь карту и отмечаешь необходимые для следования дороги и скоростные шоссе. Но, выехав на дорогу, должен зорко следить за ней, вникать в смысл дорожных знаков и указателей на развилках, которые не дают тебе сбиться с пути. Однако время от времени необходимо смотреть на карту и уяснять для самого себя, где ты находишься и куда направляешься.

На скоростном шоссе под названием «жизнь» многие из нас часто забывают об этом. Мы так заняты лежащей перед нами дорогой, что нам кажется, будто у нас нет времени остановиться, отъехать на обочину, вынуть карту и убедиться, что мы едем в правильном направлении. Именно так жизнь оказывается разбитой на части: мы исполняем отдельные обязательства, забывая при этом взглянуть на карту. Однако, потратив время на изучение карты, то есть на представление картины жизни в целом, мы застрахуем себя от траты энергии на частности. Именно в этом и заключается принципиальная разница между евреем-роботом и евреем, которого питают энергией его же собственные обязательства.

— Если говорить более конкретно, что означает в данных обстоятельствах «посмотреть на карту», и что реально мы можем сделать сейчас?

— Во-первых, у вас уже нет выбора — вы должны совершенствоваться. Вы должны делать все, что делали и раньше, — как можно упорней изучать Тору, как можно больше делать добрых дел, жить в окружении, которое помогает вам в ваших условиях и т.д. А кроме того, вы периодически должны как бы отступать назад, чтобы напоминать себе о перспективе. Вам необходимо продолжать совершенствование вашей жизненной философии.

Понимаете, рамки Торы позволяют каждому из нас выработать уникальную точку зрения на мир, которая повышает значение всего того, что мы делаем. Чем чище и шире наше личное мировоззрение, тем успешнее мы справляемся с разнообразными проявлениями повседневной жизни.

Я думаю, немногие осознают важность такого подхода, — продолжал раби, — особенно в наши дни. Большинство евреев уже не живет в изолированных местечках, где жизнь была насквозь пропитана идеалами и ценностями Торы. Тогда даже самые простые люди испытывали воздействие Торы на весь окружающий мир. Они считали само собой разумеющимся свое знание картины жизни в целом, которого в наше время приходится добиваться такими тяжелыми усилиями. Если в бешеном ритме современной жизни вы будете жалеть время на выработку собственного мировоззрения, соответствующего Торе, то неизбежно запутаетесь в деталях. Надо постоянно вовлекать себя в разнообразную деятельность, которая может способствовать ясности видения перспективы. Заставь себя читать книги о Торе, слушай магнитофонные записи лекций о Торе дома и в машине, посещай занятия по Торе. Убедись, что ты можешь найти для этого время. Таков рецепт эликсира выживания в наши дни.

— Раби, — ответил Давид, — я понимаю, о чем вы говорите, но иногда мы чувствуем себя опустошенными и усталыми.

— Надо знать пределы своих возможностей. Надо выработать определенный ритм жизни. Основная моя мысль такова: чем яснее вы осознаете, что вы делаете и почему, тем с большим подъемом будете исполнять все ваши дела. Сделав шаг назад, чтобы охватить картину в целом, вы сможете накопить энергию и сделаете два шага вперед.

Нас создали для того, чтобы мы действовали, — продолжал раби. — Мы не можем двигаться вперед, если не вкладываем в это сердце. Мы должны делать то, что обязаны, и вкладывать в свои деяния сердечную энергию. Теперь — на новом уровне понимания или при простом напоминании о том, что значит быть евреем, те же усилия, которые ни к чему не привели вчера, станут эффективными сегодня.

Жизнь без Торы — это определенно смерть. Тора без жизни, однако, — это также своего рода смерть. Чтобы быть праведным евреем, чтобы передать свои идеалы детям, должно осуществлять Торат хаим — Тору жизни. Должно извлекать силу и энергию из диктуемого тебе образа жизни, заключающегося в 613 заповедях. Зазвонил телефон. Раби ненадолго прервался, а затем вновь обратился к собеседникам.

— Мне хотелось бы посидеть с вами подольше, — сказал он, — но у меня назначена еще одна встреча, а вечером я читаю лекцию, к которой мне надо подготовиться. Если бы вы пришли на лекцию, мы могли бы после еще поговорить.

— Нам бы очень хотелось, — сказала Рут.

— Но, — поспешно напомнил ей Давид, — мы ведь в городе ненадолго. Не знаю, кому еще хочется пойти на лекцию больше, чем нам, но, боюсь, у нас не хватит времени.

— Разве это не то времяпрепровождение, о котором нам только что говорил раби?

Давид задумался на мгновение, а затем обратился к раби:

— На какую тему будет лекция?

— О жизни, — ответил тот. — Я понимаю, что мои слова звучат слишком уж неконкретно, но истина в том, что это самая банальная и распространенная, и в то же время — самая малопонятная и неясная тема. Хотя мы, образно говоря, дышим ею 24 часа в сутки, мы не знаем, что такое жизнь, как распорядиться ею и как извлечь из нее пользу.

— Кажется, об этом мы говорили с вами в вашем офисе два года тому назад, — сказал Давид.

— Вот именно. И, возможно, я буду говорить о тех вещах, о которых мы говорили тогда, только теперь ты уже способен понять и оценить их на более высоком уровне и более глубоко. Твое представление о Торе приобрело цельность.

Лекция предназначена для того, чтобы помочь тебе стать более сильным и расширить рамки твоего мировоззрения. Лекция посвящена всему тому, о чем мы уже с тобой говорили: как охватить картину мира в целом, в чем истинное предназначение Творения, кто такой еврей, а все это, вместе взятое, является жизненно важной информацией, помогающей каждый день жить полной жизнью.

— Лекция предназначена для начинающих?

— Не только. Большую часть аудитории составят, скорее всего, не новички.

— Судя по всему, — сказал Давид, — это как раз то, что мне и надо услышать.

— Что нам надо услышать, — добавила Рут. — Давид, я действительно сходила бы на лекцию. Все остальное подождет. Разве мы ехали сюда не затем, чтобы найти ответы на эти вопросы?

— Полагаю, ты права. Где состоится лекция и когда она начнется?

Замысел творения

Когда Рут и Давид приехали в указанное место, лекционный зал еще пустовал. Но через короткое время он наполнился до отказа. Большинство присутствующих составляли религиозные евреи; рядом с Давидом оказался молодой человек без кипы. Давид обратился к нему, но не успели они всерьез разговориться, как на подиуме появился раби и начал беседу.

Что такое жизнь?

Этот вопрос так часто повторяют, он настолько емок, и так много самых разных людей пытались на него ответить каждый по-своему, что мы начинаем недоверчиво относиться к любому, кто возобновляет эти попытки. Однако у евреев, соблюдающих Тору, есть вполне определенное руководство для поиска ответа на этот вопрос. Наша Тора названа древом жизни, она сама по себе жизнь. Для нас вопрос звучит так: Что такое Тора? Каким образом она является жизнью?

К сожалению, ответ на этот вопрос не всегда правильно понимают. Человек строит дом, так как ему необходимо пристанище. Более того, у человека есть потребность пускать корни — ему нужен очаг. Здание — это способ реализации идеи дома. Если люди отрицают эту идею, когда они строят себе жилище, они подрывают свое исходное намерение, исходную цель. Это происходит оттого, что само по себе здание — всего лишь средство для создания дома.

Как часто мы слышим о том, что человек сделал себя рабом своей карьеры лишь для того, чтобы переехать в великолепное здание, пренебрегая при этом семьей, детьми, самим собой? Это обычная западня для человека, и все мы должны остерегаться ее; суть этого заблуждения в том, что мы теряем цель, увлекаясь средством.

И у Б-га, когда Он создавал мир, был глубинный замысел. Эту мысль наши мудрецы формулируют так: за 2000 лет до сотворения мира Б-г создал Тору36 . Тора предшествовала Творению, ибо она была замыслом Творения. Она есть первичное знание сущности. Это говорит нам, что жизнь — не что иное, как средство.

Что я подразумеваю, говоря, что жизнь является средством? Б-г вечен, а преходящая природа физического творения находится в противоречии с вечностью. Творение поэтому не является конечным актом, оно лишь средство. Средство для того, чтобы часть сотворенного мира, созданная в соответствии с Б-жественным образом, то есть человечество, имела возможность реализовать свое право на существование в вечности с Ашемом. Сколь многие из нас, однако, отвергают конечную цель Торы в безрассудной погоне за материальными благами с целью выжить и преуспеть? Сколь многие из нас, занимаясь строительством здания, забывают о его предназначении? В какой-то степени почти все люди, а очень многие — слишком часто и в значительной степени. Поэтому мы должны постоянно помнить об этом и неустанно спрашивать себя:

Что такое жизнь? Что такое Тора? Зачем мы живем?

Если мы — евреи, соблюдающие заповеди Торы, — не будем заострять свое внимание на ответах на эти вопросы, нам грозит опасность разрыва спасательного троса, соединяющего нас с истинным предназначением, ради которого мы и были созданы. А если трос порвется, мы утратим жизненную силу и то внутреннее побуждение, которое воистину необходимо для построения внешнего мира.

Тора предшествовала миру на 2000 лет, а мудрецы сообщают нам, что мир был создан сроком на 6000 лет:

2000 лет хаоса и запустения {тоу ва-воу), 2000 лет Торы и, наконец, 2000 лет, охватывающие мессианские времена37.

Первые 2000 лет хаоса и запустения — это период от сотворения Адама до 2000-го года, когда Аврааму исполнилось 52 года.

Последующие 2000 лет охватывают жизнь праотцев, дарование Торы на горе Синай, жизнь царя Давида, сооружение Храма и его разрушение, расцвет Устной Торы, начиная с Эзры, строительство Второго Храма и его разрушение и заканчиваются примерно на времени, когда Устная Тора окончательно сформировалась и была записана в форме, известной как Мишна раби Иеуда Анаси.

Последние 2000 лет — эра Машиаха — период долгих гонений, в конце которых мы с вами сейчас находимся.

По каким признакам во времена преследований и гонений мы узнаем о наступлении эры Машиаха? Об этом пойдет речь в другой лекции38.

Сегодня наша задача, — во-первых, понять замысел Творения и проследить, как он проявляет себя в истории. Другими словами, как человечество в первые 4000 лет истории воплощало идею, лежащую в основе Творения, то есть Тору Б-га, которая существовала 2000 лет до создания мира.

Помимо того, что эта тема, по сути, является беглым обзором истории, ее следует безотлагательно обсудить еще по одной причине: нам важно знать, как мы можем использовать этот краткий обзор замысла Творения в нашей практической ежедневной жизни. С чем вы вернетесь домой после этой лекции, что могло бы изменить вас или помогло бы наполнить энергией вашу жизнь? Допустим, нам не нужна эта энергия. Как много евреев, проснувшись утром и посмотрев на своих соседей-неевреев, захочет поменяться с ними местами? Сколько таких найдется среди евреев, соблюдающих заповеди? И сколько раз мы ощущали в себе такого еврея? Физические и духовные преследования в значительной мере сказались на нас. Допустим, что это так.

Богатые и бедные, женатые и холостые, бездетные и обремененные детьми — все мы в определенной степени живем с ощущением давящего на нас груза. Однако представьте себе: нам сказали, что этот груз — мешок с драгоценными камнями. Насколько по-другому мы будем воспринимать тяжесть этого бремени!

Ответом на все наши вопросы будет знание о том, что быть евреем значит нести на своем горбу груз драгоценностей. Да, иногда это очень тяжело, и люди, лишенные этого груза, могут смеяться над нами или жалеть нас, когда мы бредем мимо. Однако когда мы достигнем дома, все драгоценности будут при нас. Тогда и те, кто сбросил этот груз по дороге, и те, кто никогда не брал его на себя, будут смеяться не так громко. Не они нас будут жалеть — мы пожалеем их.

Еврей — это существо, избранное Б-гом, чтобы использовать дар — жизни для достижения вечности вопреки искушению жить ради немедленного наслаждения. Идя по пути этого служения, еврей учит остальное человечество его предназначению, добивается вечности для себя и воздействует на других, на тех, кто хотел бы присоединиться к нему, чтобы быть партнером Б-га в вечности. Поэтому понимание замысла создания и определение еврея — по существу, одно и то же. Изучая Творение, мы выясняем, почему Б-гу нужны евреи; получая знание о сущности еврея, мы углубляем свое понимание замысла Творения.

Продолжение следует

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.