Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше не думать о других людях ни хорошо, ни плохо — чем думать о них плохо»Еврейская мудрость
Книга рава Эзриэля Таубера.

— Вот это неожиданность! — воскликнул раби. — Входите. Я вас не видел по крайней мере год.

— Если уж быть точным, то полтора года, — улыбнулся Давид.

— Вы женаты уже полтора года?

— Да.

Раби предложил им сесть и угостил горячим чаем. Потом он сказал:

— Мне очень отрадно видеть вас обоих такими.

— Спасибо.

— Раби, — сказала Рут. — Прежде всего, я хочу сказать, что мы искренне сожалеем, что не общались с вами все это время.

— Тебе не надо извиняться, — ответил раби. — У меня нет к вам претензий. Почему вы должны извиняться? Это говорит только о том, что вы оба были очень заняты.

— Да, мы были очень заняты в течение этих полутора лет, постигая премудрости Торы, — сказал Давид.

— И это, безусловно, наложило отпечаток на ваши лица, — отметил раби. — Однако прежде всего наверстаем упущенное. Расскажите мне, что произошло в вашей жизни за это время?

Давид и Рут очень живо описали свою свадьбу и шева брахот и коротко рассказали о других подробностях своей жизни. Потом Давид наклонился к раби и сказал:

— Раби, мы счастливы в браке. Мы присоединились общине, тесно общаемся с ее членами. Нам стали понятны многие нюансы. По крайней мере, по мнению других людей, мы добились определенных успехов в учебе. Однако это опасная вещь — «добиться успехов».

— Давид имеет в виду, — вступила в разговор Рут, что теперь мы не понимаем, продвигаемся ли мы вперед так же успешно, как и тогда, когда все было для нас внове.

— Наверно, этого следовало ожидать, — добавил вид, — а может, и нет. Я не совсем уверен. Могу сказать, что меня беспокоит: временами я ощущаю как бы давление и просто формально исполняю обязательства. Иногда у меня нет такого отношения к вещам, каким должно быть.

— Я не знаю, поможет ли это тебе, но скажу, что вполне обычное явление, — ответил раби. — Начало в любом деле наполнено многими удивительными магическими прорывами. Сложность и состоит в том, чтобы устоять, сохранить и продолжить начатое.

Более того, это проблема не только тех, кто обрата к Торе, подобно вам. Это также проблема тех людей, кто вырос в религиозных семьях. Я называю это — стать евреем-роботом. От этого бедствия не застрахован никто.

— Я понимаю, что это должно меня успокоить, — добавил Давид. — Но мы не хотим быть такими еврея автоматами. Почему все так легко становится обыденным

— Может быть, от того, что от нас требуется вести жизнь праведного еврея. Тора — животворная, целая программа жизни, охватывающая любые возможные положения и ситуации. Проблема в том, чтобы, занимаясь, частностями, не забыть о целом.

Это похоже на долгую поездку: перед отъездом изучаешь карту и отмечаешь необходимые для следования дороги и скоростные шоссе. Но, выехав на дорогу, должен зорко следить за ней, вникать в смысл дорожных знаков и указателей на развилках, которые не дают тебе сбиться с пути. Однако время от времени необходимо смотреть на карту и уяснять для самого себя, где ты находишься и куда направляешься.

На скоростном шоссе под названием «жизнь» многие из нас часто забывают об этом. Мы так заняты лежащей перед нами дорогой, что нам кажется, будто у нас нет времени остановиться, отъехать на обочину, вынуть карту и убедиться, что мы едем в правильном направлении. Именно так жизнь оказывается разбитой на части: мы исполняем отдельные обязательства, забывая при этом взглянуть на карту. Однако, потратив время на изучение карты, то есть на представление картины жизни в целом, мы застрахуем себя от траты энергии на частности. Именно в этом и заключается принципиальная разница между евреем-роботом и евреем, которого питают энергией его же собственные обязательства.

— Если говорить более конкретно, что означает в данных обстоятельствах «посмотреть на карту», и что реально мы можем сделать сейчас?

— Во-первых, у вас уже нет выбора — вы должны совершенствоваться. Вы должны делать все, что делали и раньше, — как можно упорней изучать Тору, как можно больше делать добрых дел, жить в окружении, которое помогает вам в ваших условиях и т.д. А кроме того, вы периодически должны как бы отступать назад, чтобы напоминать себе о перспективе. Вам необходимо продолжать совершенствование вашей жизненной философии.

Понимаете, рамки Торы позволяют каждому из нас выработать уникальную точку зрения на мир, которая повышает значение всего того, что мы делаем. Чем чище и шире наше личное мировоззрение, тем успешнее мы справляемся с разнообразными проявлениями повседневной жизни.

Я думаю, немногие осознают важность такого подхода, — продолжал раби, — особенно в наши дни. Большинство евреев уже не живет в изолированных местечках, где жизнь была насквозь пропитана идеалами и ценностями Торы. Тогда даже самые простые люди испытывали воздействие Торы на весь окружающий мир. Они считали само собой разумеющимся свое знание картины жизни в целом, которого в наше время приходится добиваться такими тяжелыми усилиями. Если в бешеном ритме современной жизни вы будете жалеть время на выработку собственного мировоззрения, соответствующего Торе, то неизбежно запутаетесь в деталях. Надо постоянно вовлекать себя в разнообразную деятельность, которая может способствовать ясности видения перспективы. Заставь себя читать книги о Торе, слушай магнитофонные записи лекций о Торе дома и в машине, посещай занятия по Торе. Убедись, что ты можешь найти для этого время. Таков рецепт эликсира выживания в наши дни.

— Раби, — ответил Давид, — я понимаю, о чем вы говорите, но иногда мы чувствуем себя опустошенными и усталыми.

— Надо знать пределы своих возможностей. Надо выработать определенный ритм жизни. Основная моя мысль такова: чем яснее вы осознаете, что вы делаете и почему, тем с большим подъемом будете исполнять все ваши дела. Сделав шаг назад, чтобы охватить картину в целом, вы сможете накопить энергию и сделаете два шага вперед.

Нас создали для того, чтобы мы действовали, — продолжал раби. — Мы не можем двигаться вперед, если не вкладываем в это сердце. Мы должны делать то, что обязаны, и вкладывать в свои деяния сердечную энергию. Теперь — на новом уровне понимания или при простом напоминании о том, что значит быть евреем, те же усилия, которые ни к чему не привели вчера, станут эффективными сегодня.

Жизнь без Торы — это определенно смерть. Тора без жизни, однако, — это также своего рода смерть. Чтобы быть праведным евреем, чтобы передать свои идеалы детям, должно осуществлять Торат хаим — Тору жизни. Должно извлекать силу и энергию из диктуемого тебе образа жизни, заключающегося в 613 заповедях. Зазвонил телефон. Раби ненадолго прервался, а затем вновь обратился к собеседникам.

— Мне хотелось бы посидеть с вами подольше, — сказал он, — но у меня назначена еще одна встреча, а вечером я читаю лекцию, к которой мне надо подготовиться. Если бы вы пришли на лекцию, мы могли бы после еще поговорить.

— Нам бы очень хотелось, — сказала Рут.

— Но, — поспешно напомнил ей Давид, — мы ведь в городе ненадолго. Не знаю, кому еще хочется пойти на лекцию больше, чем нам, но, боюсь, у нас не хватит времени.

— Разве это не то времяпрепровождение, о котором нам только что говорил раби?

Давид задумался на мгновение, а затем обратился к раби:

— На какую тему будет лекция?

— О жизни, — ответил тот. — Я понимаю, что мои слова звучат слишком уж неконкретно, но истина в том, что это самая банальная и распространенная, и в то же время — самая малопонятная и неясная тема. Хотя мы, образно говоря, дышим ею 24 часа в сутки, мы не знаем, что такое жизнь, как распорядиться ею и как извлечь из нее пользу.

— Кажется, об этом мы говорили с вами в вашем офисе два года тому назад, — сказал Давид.

— Вот именно. И, возможно, я буду говорить о тех вещах, о которых мы говорили тогда, только теперь ты уже способен понять и оценить их на более высоком уровне и более глубоко. Твое представление о Торе приобрело цельность.

Лекция предназначена для того, чтобы помочь тебе стать более сильным и расширить рамки твоего мировоззрения. Лекция посвящена всему тому, о чем мы уже с тобой говорили: как охватить картину мира в целом, в чем истинное предназначение Творения, кто такой еврей, а все это, вместе взятое, является жизненно важной информацией, помогающей каждый день жить полной жизнью.

— Лекция предназначена для начинающих?

— Не только. Большую часть аудитории составят, скорее всего, не новички.

— Судя по всему, — сказал Давид, — это как раз то, что мне и надо услышать.

— Что нам надо услышать, — добавила Рут. — Давид, я действительно сходила бы на лекцию. Все остальное подождет. Разве мы ехали сюда не затем, чтобы найти ответы на эти вопросы?

— Полагаю, ты права. Где состоится лекция и когда она начнется?

Замысел творения

Когда Рут и Давид приехали в указанное место, лекционный зал еще пустовал. Но через короткое время он наполнился до отказа. Большинство присутствующих составляли религиозные евреи; рядом с Давидом оказался молодой человек без кипы. Давид обратился к нему, но не успели они всерьез разговориться, как на подиуме появился раби и начал беседу.

Что такое жизнь?

Этот вопрос так часто повторяют, он настолько емок, и так много самых разных людей пытались на него ответить каждый по-своему, что мы начинаем недоверчиво относиться к любому, кто возобновляет эти попытки. Однако у евреев, соблюдающих Тору, есть вполне определенное руководство для поиска ответа на этот вопрос. Наша Тора названа древом жизни, она сама по себе жизнь. Для нас вопрос звучит так: Что такое Тора? Каким образом она является жизнью?

К сожалению, ответ на этот вопрос не всегда правильно понимают. Человек строит дом, так как ему необходимо пристанище. Более того, у человека есть потребность пускать корни — ему нужен очаг. Здание — это способ реализации идеи дома. Если люди отрицают эту идею, когда они строят себе жилище, они подрывают свое исходное намерение, исходную цель. Это происходит оттого, что само по себе здание — всего лишь средство для создания дома.

Как часто мы слышим о том, что человек сделал себя рабом своей карьеры лишь для того, чтобы переехать в великолепное здание, пренебрегая при этом семьей, детьми, самим собой? Это обычная западня для человека, и все мы должны остерегаться ее; суть этого заблуждения в том, что мы теряем цель, увлекаясь средством.

И у Б-га, когда Он создавал мир, был глубинный замысел. Эту мысль наши мудрецы формулируют так: за 2000 лет до сотворения мира Б-г создал Тору36 . Тора предшествовала Творению, ибо она была замыслом Творения. Она есть первичное знание сущности. Это говорит нам, что жизнь — не что иное, как средство.

Что я подразумеваю, говоря, что жизнь является средством? Б-г вечен, а преходящая природа физического творения находится в противоречии с вечностью. Творение поэтому не является конечным актом, оно лишь средство. Средство для того, чтобы часть сотворенного мира, созданная в соответствии с Б-жественным образом, то есть человечество, имела возможность реализовать свое право на существование в вечности с Ашемом. Сколь многие из нас, однако, отвергают конечную цель Торы в безрассудной погоне за материальными благами с целью выжить и преуспеть? Сколь многие из нас, занимаясь строительством здания, забывают о его предназначении? В какой-то степени почти все люди, а очень многие — слишком часто и в значительной степени. Поэтому мы должны постоянно помнить об этом и неустанно спрашивать себя:

Что такое жизнь? Что такое Тора? Зачем мы живем?

Если мы — евреи, соблюдающие заповеди Торы, — не будем заострять свое внимание на ответах на эти вопросы, нам грозит опасность разрыва спасательного троса, соединяющего нас с истинным предназначением, ради которого мы и были созданы. А если трос порвется, мы утратим жизненную силу и то внутреннее побуждение, которое воистину необходимо для построения внешнего мира.

Тора предшествовала миру на 2000 лет, а мудрецы сообщают нам, что мир был создан сроком на 6000 лет:

2000 лет хаоса и запустения {тоу ва-воу), 2000 лет Торы и, наконец, 2000 лет, охватывающие мессианские времена37.

Первые 2000 лет хаоса и запустения — это период от сотворения Адама до 2000-го года, когда Аврааму исполнилось 52 года.

Последующие 2000 лет охватывают жизнь праотцев, дарование Торы на горе Синай, жизнь царя Давида, сооружение Храма и его разрушение, расцвет Устной Торы, начиная с Эзры, строительство Второго Храма и его разрушение и заканчиваются примерно на времени, когда Устная Тора окончательно сформировалась и была записана в форме, известной как Мишна раби Иеуда Анаси.

Последние 2000 лет — эра Машиаха — период долгих гонений, в конце которых мы с вами сейчас находимся.

По каким признакам во времена преследований и гонений мы узнаем о наступлении эры Машиаха? Об этом пойдет речь в другой лекции38.

Сегодня наша задача, — во-первых, понять замысел Творения и проследить, как он проявляет себя в истории. Другими словами, как человечество в первые 4000 лет истории воплощало идею, лежащую в основе Творения, то есть Тору Б-га, которая существовала 2000 лет до создания мира.

Помимо того, что эта тема, по сути, является беглым обзором истории, ее следует безотлагательно обсудить еще по одной причине: нам важно знать, как мы можем использовать этот краткий обзор замысла Творения в нашей практической ежедневной жизни. С чем вы вернетесь домой после этой лекции, что могло бы изменить вас или помогло бы наполнить энергией вашу жизнь? Допустим, нам не нужна эта энергия. Как много евреев, проснувшись утром и посмотрев на своих соседей-неевреев, захочет поменяться с ними местами? Сколько таких найдется среди евреев, соблюдающих заповеди? И сколько раз мы ощущали в себе такого еврея? Физические и духовные преследования в значительной мере сказались на нас. Допустим, что это так.

Богатые и бедные, женатые и холостые, бездетные и обремененные детьми — все мы в определенной степени живем с ощущением давящего на нас груза. Однако представьте себе: нам сказали, что этот груз — мешок с драгоценными камнями. Насколько по-другому мы будем воспринимать тяжесть этого бремени!

Ответом на все наши вопросы будет знание о том, что быть евреем значит нести на своем горбу груз драгоценностей. Да, иногда это очень тяжело, и люди, лишенные этого груза, могут смеяться над нами или жалеть нас, когда мы бредем мимо. Однако когда мы достигнем дома, все драгоценности будут при нас. Тогда и те, кто сбросил этот груз по дороге, и те, кто никогда не брал его на себя, будут смеяться не так громко. Не они нас будут жалеть — мы пожалеем их.

Еврей — это существо, избранное Б-гом, чтобы использовать дар — жизни для достижения вечности вопреки искушению жить ради немедленного наслаждения. Идя по пути этого служения, еврей учит остальное человечество его предназначению, добивается вечности для себя и воздействует на других, на тех, кто хотел бы присоединиться к нему, чтобы быть партнером Б-га в вечности. Поэтому понимание замысла создания и определение еврея — по существу, одно и то же. Изучая Творение, мы выясняем, почему Б-гу нужны евреи; получая знание о сущности еврея, мы углубляем свое понимание замысла Творения.

Продолжение следует

с разрешения издательства Швут Ами


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе