Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?

Что сказала бы девушка, если бы молодой человек предложил ей: «Пусть мы будем навсегда обручены»? Приняла бы она это дерзкое предложение или в сердцах прогневалась: «Нет, я хочу, чтобы ты на мне женился»? Впрочем, в предложении молодого человека и требовании девушки нет противоречия. Как это возможно? Постараемся найти ответ в символах праздника Хануки, который выражает единство семьи, гармонию и мир между супругами.

Итак, как зажигать ханукальные свечи?

Конечно же, важно знать, как практически исполнять тот или иной закон. Однако не менее важно стремиться к тому, чтобы исполнение заповеди нас вдохновляло. Поэтому зададимся вопросом: о чем следует думать и что чувствовать в момент зажигания ханукальных свечей?

Мудрый царь Соломон писал, что «Свеча Всевышнего — душа человека» (Притчи, 20:27). Душа человека — это свеча! Потому, зажигая ханукальные или субботние свечи, мы привносим свет в свою душу. Этим светом можно рассеять тьму и согреть близких и родных людей.

Вдумаемся в символы Хануки. В первый вечер праздника зажигают одну свечу, которая находится у Меноры справа, в следующий вечер прибавляют свечу, слева от первой, и так до восьмого вечера, когда зажигают все восемь свечей — зажигая слева направо: сначала новую свечу, а потом ближайшую к ней справа.

Это порядок зажигания Ханукии в пятый день праздника.

Приведенный порядок соответствует мнению учеников Гилеля. Однако в Талмуде приводится также и мнение учеников Шамая, которые считали, что в первый вечер следует зажечь восемь, во второй — семь, вплоть до последнего восьмого вечера, когда зажигается лишь одна свеча.

В чем суть спора учеников Шамая и Гилеля? Почему, по мнению учеников Шамая, в первый день праздника следует зажигать восемь свечей, а потом уменьшать свет?

А в какой день Хануки вы чувствуете больше радости, в первый или в последний? Конечно же, в первый день мы испытываем наибольшую радость, острота которой уменьшается с каждым днем. По мнению Шамая, человек должен правдиво выражать свои чувства. Мы делаем то, что чувствуем! Поэтому в первый вечер мы зажигаем все восемь свечей, постепенно уменьшая радость. Но почему тогда Гилель считал, что в первый вечер следует зажигать одну свечу, а затем усиливать радость? Гилель утверждал, что мы не только делаем то, что чувствуем, но и чувствуем то, что делаем! Наши поступки оказывают влияние на наши чувства, вдохновляют и возвышают нас. Потому важно не только с радостью зажигать свечу в первый день, но и продолжать с той же радостью, научившись не менее важному искусству — каждый день «прибавлять» радость!

Чтобы пробудить чувства, нужно действовать: каждый день зажигать новую свечу, пробуждая больше света в душе!

Речь, конечно же, идет не только о восьми днях праздника Хануки. Тот, кто зарядился светом праздника, продолжит внутренне зажигать свечи в своей душе — каждый день года, вплоть до следующей Хануки.

Искусство усиления радости важно и в семейной жизни. Жених и невеста с трепетом ожидают свадьбы, но существует реальная опасность того, что со временем чувства начнут притупляться. Не случайно по еврейской традиции муж должен всю жизнь ухаживать за женой, как за невестой, дарить ей цветы к каждой субботе, а к празднику — подарки.

«Пусть мы будем навсегда обручены!» — произносит еврей слова пророка, надевая тфилин во время молитвы. Каждый день своей жизни он молится, обращаясь к древним молитвам своего народа. Не надоедает ли нам произносить одни и те же слова? Как не стать роботом?

Тот, кто не нашел в молитве новое, будто и не молился, — утверждают мудрецы Талмуда. Необходимо сохранить свежесть чувств, научившись, как впервые, с трепетом входить в синагогу — маленький Храм, надевать тфилин и произносить слова молитвы, каждый раз находя в них что-то новое для своей души.

Ханука — это не только праздник победы над греками. Мудрецы «установили восемь дней Хануки для того, чтобы благодарить Всевышнего».

Увы, привычка — отнюдь не замена счастью. Мы привыкаем к окружающему миру, начинаем воспринимать всех и все, как само собой разумеющееся. Тогда притупляются чувства, исчезает радость…

Но приходит Ханука и напоминает нам об обязанности ценить и благодарить близких, радоваться и радовать их, согревая светом своей души!

Блог о Торе рава Льва Кацина


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»