Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Только Святое Провидение могло указать столь простой и легкий путь к спасению. Тем не менее многие отказывались от японских виз. Люди не верили, будто такая дешевая вещь способна помочь избавлению

предыдущая глава

12. За два лита

Курс доллара по отношению к литу, национальной литовской валюте той поры, составлял 1:5. Купить ви­зу и спастись можно было всего за 2 лита. Именно такую цену установило японское консульство за тран­зитную визу. Только Святое Провидение могло указать столь простой и легкий путь к спасению.

 


Тем не менее многие отказывались от японских виз. Люди не верили, будто такая дешевая вещь способна помочь избавлению, ведь в других дипломатических представительствах за аналогичный документ требова­ли несколько тысяч долларов. Уж слишком просто и дешево можно было достать эту японскую визу, что­бы поверить в ее действенность.


И все же большинство польско-литовских ешив и многие другие еврейские беженцы спаслись от нацис­тов. Произошло это благодаря проведенным коммунис­тами примерно за неделю до немецкого вторжения в Россию ...массовым арестам “ненадежных элементов”. На сей раз в Сибирь повезли тех самых евреев, кото­рые отказались воспользоваться добротой японского консула и ехать на Кюрасао. Их путь к спасению про­шел через неимоверные страдания и издевательства в Сибири.


13. Обстоятельства вынуждают


В японской визе было ясно сказано: “транзит по Японии”. Но до конечного пункта путешествия ни один из уехавших так и не добрался. Виза в Кюрасао была по сути фикцией, на которую пришлось пойти в сло­жившейся критической ситуации. Обстоятельства вы­нуждали иные бумаги даже подделывать, а чтобы на это не обращали внимания — надо было платить.


Немало евреев, упустивших время для оформления своих выездных документов или не успевших полу­чить транзитные визы в связи с закрытием японского консульства, решило попытать счастья в подлоге. Де­ло было крайне рискованное хотя бы уже потому, что “художники” имели весьма туманное представление о принципах написания японских иероглифов. Малей­шее изменение угла между двумя линиями могло из­менить слово, а не то даже целую фразу. Однако вско­ре фальшивые паспорта с печатями на них стали вы­глядеть совсем как настоящие. А сами беженцы нау­чились отличать подделки от подлинных документов по мельчайшим приметам, чего не скажешь о японцах. К примеру, на истинной японской печати у хризанте­мы было больше лепестков (шестнадцать), чем на са­моделке. Но как ни странно, сами японцы этого ни разу не заметили, хотя и так и сяк подолгу рассматри­вали все документы у каждого еврея.

 


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.