Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Провидение, Катастрофа, Йехезкель Ляйтнер, Спасение жизни, Литва
12. За два лита
Курс доллара по отношению к литу, национальной литовской валюте той поры, составлял 1:5. Купить визу и спастись можно было всего за 2 лита. Именно такую цену установило японское консульство за транзитную визу. Только Святое Провидение могло указать столь простой и легкий путь к спасению.
Тем не менее многие отказывались от японских виз. Люди не верили, будто такая дешевая вещь способна помочь избавлению, ведь в других дипломатических представительствах за аналогичный документ требовали несколько тысяч долларов. Уж слишком просто и дешево можно было достать эту японскую визу, чтобы поверить в ее действенность.
И все же большинство польско-литовских ешив и многие другие еврейские беженцы спаслись от нацистов. Произошло это благодаря проведенным коммунистами примерно за неделю до немецкого вторжения в Россию ...массовым арестам “ненадежных элементов”. На сей раз в Сибирь повезли тех самых евреев, которые отказались воспользоваться добротой японского консула и ехать на Кюрасао. Их путь к спасению прошел через неимоверные страдания и издевательства в Сибири.
13. Обстоятельства вынуждают
В японской визе было ясно сказано: “транзит по Японии”. Но до конечного пункта путешествия ни один из уехавших так и не добрался. Виза в Кюрасао была по сути фикцией, на которую пришлось пойти в сложившейся критической ситуации. Обстоятельства вынуждали иные бумаги даже подделывать, а чтобы на это не обращали внимания — надо было платить.
Немало евреев, упустивших время для оформления своих выездных документов или не успевших получить транзитные визы в связи с закрытием японского консульства, решило попытать счастья в подлоге. Дело было крайне рискованное хотя бы уже потому, что “художники” имели весьма туманное представление о принципах написания японских иероглифов. Малейшее изменение угла между двумя линиями могло изменить слово, а не то даже целую фразу. Однако вскоре фальшивые паспорта с печатями на них стали выглядеть совсем как настоящие. А сами беженцы научились отличать подделки от подлинных документов по мельчайшим приметам, чего не скажешь о японцах. К примеру, на истинной японской печати у хризантемы было больше лепестков (шестнадцать), чем на самоделке. Но как ни странно, сами японцы этого ни разу не заметили, хотя и так и сяк подолгу рассматривали все документы у каждого еврея.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»