Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Начало недельного раздела посвящено драматическому эпизоду — встрече Яакова, возвращающегося в Святую землю после долгого отсутствия, со своим братом, Эсавом. Самой встрече посвящено меньше двух десятков предложений (в 33 главе). Но подробно и обстоятельно рассказано, как готовились к этому судьбоносному событию в стане Яакова (32 глава).

Тяжелые подозрения относительно намерений Эсава одолевали сердце Яакова, который, конечно же, никогда не забывал страшной угрозы: «Наступят дни траура по отцу, и убью Яакова, своего брата» (27:41). А поэтому приготовился Яаков к трем вещам: к тому, чтобы одарить брата подарками, к молитве и войне.

По мнению мудрецов, так должны поступать все евреи во всех поколениях — когда им предстоит встреча с нееврейским миром. Мидраш Раба рассказывает, что, когда святому учителю, раби Йеуде Анаси, руководителю народа в эпоху Мишны, надо было встречаться с тогдашними властителями Эрец Исраэль, с крупными римскими чиновниками, он всегда предварительно долго изучал главу Ваишлах. Раби хотел знать, как себя с ними вести — и учился у Яакова-авину, нашего праотца, который готовился к встрече с Эсавом, своим кровным врагом.

Эта учеба не потеряла своей актуальности и в наше время. Предваряя контакт с неевреями, мы обязаны, во избежание неприятностей, обратиться к тому, чем силен наш народ — к молитве, в которой мы просим помощи Всевышнего. Одновременно с этим мы готовы «к подаркам и войне». Мы не ищем конфликтов и многое способны уступить ради мира. «Задобрить» — не значит проявить слабость. (Очень часто своевременный подарок спасал жизнь евреев; тому в нашей истории много свидетельств.) Но, встретив несговорчивого противника — если он действительно несговорчив и агрессивен, — мы готовы говорить на единственном понятном ему языке — языке силы…

Содержание главы. Яаков посылает послов к Эсаву с подарками. Семья Яакова готовится к встрече. Ночной бой Яакова с незнакомцем. Победа Яакова. Незнакомец благословляет нашего праотца. Отныне он Яаков-Исраэль. Встреча с Эсавом. Братья расходятся с миром. Эпизод с Диной: сын правителя Шхема похищает ее, Шимон и Леви мстят шхемцам. Рахель рожает Биньямина и умирает…

Остановимся на самом странном эпизоде — на борьбе Яакова с незнакомым человеком. «И остался Яаков один. И боролся с ним некто до утренней зари, но, увидев, что не одолевает, коснулся до его бедренного сустава, и вывихнул (его)… И сказал: отпусти меня, ибо уже (показалась) заря. Но он (Яаков) сказал: не отпущу, пока не благословишь…» Много комментариев написано на этот отрывок. Все сходятся в одном: Яаков боролся не с человеком, а с ангелом, созданием из духовного мира. Ангелом Эсава. То есть, борьба велась, мы бы сказали, на идейном уровне. Прежде чем встретиться с Эсавом во плоти, наяву, Яаков победил своего идеологического противника, отрицающего Тору.

Но верно ли это? Кто кого победил, если хромым после битвы остался Яаков? Есть два вида борьбы. Борьба при помощи мышц: спортивная или уличная, где победа за тем, кто принудит противника к признанию поражения — положил на лопатки, утомил и т.д. И борьба идей: при помощи аргументов, логики, убеждений.

Видно, что между братьями велась борьба второго вида. Ангел Эсава, признав поражение, взмолился о пощаде. Но успел ударить по бедру. То есть, решил взять реванш, переведя борьбу в первый вид — кулачный бой. Аргументы у противника Яакова кончились, ударил он от бессилия.

Но почему боролись человек и ангел, а не два ангела, например? Потому что у еврейского народа нет «патрона» в духовном мире. Нам не нужен посредник между нами и Творцом. А Эсаву, семя которого разошлось по всем народам, главным образом, европейским, такой посредник нужен.

Отрывок заканчивался словами ангела: «Отныне будешь называться Исраэлем, ибо боролся с ангелом и людьми и победил» (32:29). С какими людьми? Комментатор Раши пишет: с Лаваном и Эсавом. Но ведь с Эсавом Яаков еще не встречался! Теперь мы видим, встречался. Только что. На уровне противостояния идей. И победил.

Надо уметь преодолевать противников не в рукопашной схватке. И тогда, после победы «наверху», можно не бояться проявления их угроз на материальном уровне. Вот что рассказывают про рава Ицхака Зеева Соловейчика (1886—1959), бывшего многие годы высшим авторитетом в мире Торы. В любой ситуации, в которой он оказывался, рав всегда говорил: «Главное, что скажут о нас на Небе. Дер икер — из нор вос тут зих ойвн».

В 1940 году советская военная комендатура Литвы издала циркуляр, предписывающий всем, имевшим квартиры в центре Вильнюса, по первому требованию уступать «жилплощадь» офицерам оккупационной армии. Квартира рава понравилась какому-то майору. Вместо нее был предложен на выселках сарай без окон и печи. Домочадцы рава собрались жаловаться. Он сказал им: «Яаков-авину боролся с ангелом Эсава, который сказал: ты боролся с ангелами и людьми и победил. Но ведь с людьми к тому времени он еще не боролся. Отсюда видим, что если ты победил ангелов, то считай, что победил и людей. Вот увидите, все будет в порядке».

Так и произошло. Майор нашел что-то лучше, а больше никто не приходил. И лишь когда рав с домочадцами уехал в Эрец Исраэль, сразу набежали люди в погонах и захватили квартиру.


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза