Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

«Мудрецы постановили, чтобы восемь дней Хануки, начиная с 25-го кислева, были днями веселья и прославления Всевышнего и чтобы вечером каждого из этих восьми дней у входа в дома зажигали светильники — напоминая о чуде с маслом, которое произошло в Храме». Так пишет Рамбам в «Законах Хануки».

В молитву Шмоне-Эсре, в благословение «Модим», добавляется специальная вставка — «Аль анисим». Она же вставляется в застольную молитву «Биркат амазон», в благословение «Моде». Утром в синагоге читают полный «Алель» — после «Шахрита», перед чтением Торы. Все восемь дней не говорят молитву «таханун», не постятся и не справляют траур.

Полагается устраивать трапезы — с песнями и весельем. Обычно едят блюда, сделанные из сыра и молока. Работать в эти дни не запрещено, но обычай требует, чтобы не занимались работой во время горения ханукальных огней.

Каждый вечер все восемь дней зажигают Ханукию, домашний светильник. Лучше всего, если Ханукия заправлена оливковым маслом, но годятся и свечи. У светильника — восемь свечей, по числу дней чуда в Храме. В первый вечер зажигают одну свечу — крайнюю справа, во второй добавляют еще одну — слева, причем сначала зажигают ее; так поступают каждый день, добавляя по свече. В последний вечер горят все восемь свечей.

Светом зажженной Ханукии нельзя пользоваться для обычных нужд: читать при нем, зажигать от него другие свечи и т.д. Рядом со свечами, чуть обособленно, ставят добавочный огонь — «шамаш», которым зажигают ханукальные свечи. Его светом можно пользоваться как обычно. Масла в светильниках должно хватить как минимум на полчаса горения после выхода звезд.

Ханукию ставят у входа, обращенного на улицу. Свечи зажигают там, где они стоят. Если на входной двери весит мезуза, то свечи ставятся на левой стороне при входе. В квартире, не имеющей выхода на улицу, свечи зажигают у окна, глядящего на улицу.

По обычаю свечи зажигают с заходом солнца или в момент появления звезд на небе. В случае задержки можно зажечь и позже.

Зажигают одну Ханукию на всю семью, которая присутствует при этом. Произносят соответствующие благословения, их можно найти в любом сидуре. В ханукальную пятницу свечи Хануки зажигают перед субботними.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.

Пиркей дераби Элиэзер 53. Глава 45

Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»

Об открытии Б-га Моше и истории золотого тельца

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Дерех Хаим 116. Комментарий Маараля на трактат Авот. 6:2

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Если человек старается стать ближе к правителю и тщательно исполнять его волю, тот вознесет и возвысит его. И наоборот: если человек будет преступать волю великого правителя, тот низринет его.

Пиркей дераби Элиэзер 49. Глава 41

Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»

О том, когда и почему Творец «спустился» на землю после Сотворения мира в шестой раз

Знание субботы 91. Суббота — «помни» и «храни» в одном речении

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Знание Субботы»

В субботу дарования Торы Община Израиля поднялась на уровень этого единства, в принятии Торы словами: «Выполним и поймем»