Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

По-еврейски — минхаг, минаг. Так называют образ исполнения еврейских заповедей и правовых норм, не предписанных непосредственно Законом, а выработанных практикой в одной общине или во всем еврейском народе. Примером может служить принятый почти повсеместно обычай посещать микву (ритуальный бассейн) перед началом субботы.

Следует различать установления трех видов: «алаха» — закон, предписание Торы или мудрецов; «минаг» — обычай; «дерех эрец» — образ поведения, этика. Закон устанавливается Письменной или Устной Торой и предназначен для неукоснительного исполнения. Обычай возникает и закрепляется в силу насущных конкретных причин. Община как бы вырабатывает его, а потом требует исполнения даже если причины изменились. Впрочем, иногда наблюдается изменение самого обычая, который таким образом может даже утратиться (чего не бывает с алахой, которую можно отменить только специальным законодательным актом, и то не во всех случаях).

Наличие разнообразных обычаев послужили причиной выживаемости еврейского народа в рассеянии. К общинным обычаям относятся, например, порядок и состав молитв, текст некоторых благословений и пр. Считается, что закон, принимаемый мудрецами, не должен противоречить обычаю в данной местности. Обоснованием для этого служит мнение, что обычай не мог утвердиться без одобрения учителей прошлых поколений, а значит, его нельзя отменить без компрометации их имени. Обычай, о котором идет речь, должен удовлетворять трем правилам: он не противоречит ясному указанию алахи; он многократно применяется; он разумен и целесообразен.

Обычаи ашкеназских евреев систематизированы р.Моше Исерлишем, сефардских — в том же 16 веке р.Йосефом Каро. В Талмуде написано (Бава Меция 86): «Да не изменит никто обычая, ведь Моше поднялся на небо (получить Тору) и не ел хлеба (как принято у ангелов), а ангелы спустились на землю и ели хлеб (когда их принимал Авраам)». И еще (Хулин 93): «Не попирай учение своей матери». Здесь под учением матери понимаются обычаи, в то время как учение отцов — это еврейский Закон.


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше