Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказы о еврейских мудрецах, притчи и увлекательные истории, посвященные силе одного слова — Амен

Р. Моше Гертнер из Бней-Брака был богобоязненным евреем. При выполнении заповедей он избегал любых компромиссов с самим собой, но особенно непреклонным он был в отношении благословений: он всегда стремился услышать в ответ Амен. В течение дня, когда в доме или вокруг него, как правило, находились люди, это было не так уж трудно. Но р. Моше изучал Тору допоздна, когда все его домочадцы уже давно спали. И если летней душной ночью ему необходимо было выпить воды, его от сердца произнесенное благословение наталкивалось на звенящую тишину.

И вот, когда муниципалитет Бней-Брака ввел новую услугу — круглосуточную горячую телефонную линию, — р. Моше очень обрадовался. «Что это тебя так взволновало?» — спросили его члены семьи, не в силах вообразить, почему именно эта услуга показалась ему столь важной.

«Вы не понимаете?! — переспросил он. — Да это решает мою проблему!»

И в самом деле, р. Моше частенько в середине ночи или под утро набирал номер круглосуточной службы, чтобы оператор ответил на его благословение Амен. И хотя его просьба вызывала удивление, все же, как правило, операторы были рады отвлечься от монотонного хода дежурства и помочь ему.

В добавление к приведенному рассказу необходимо отметить, что существуют разногласия между законоучителями относительно правомочности ответа Амен по телефону, и р. Ш.-З. Ойербах такой Амен запрещает (см. также в разделе «Законы произнесения Амен» в конце книги).

Не теряя ни минуты

Интересно, что другой еврей, носивший такую же фамилию — Гертнер, был известен подобным же пониманием высочайшей ценности каждого Амен.

Реб Шломо Гертнер, живший в лондонском районе Голдерс-Грин, поражал своей стремительностью и рвением в выполнении заповедей. И дети, и взрослые с удивлением наблюдали, как он вопреки своему солидному возрасту лихо перепрыгивает через ограждение, отделяющее синагогу р. Эльхонана Алперна от пешеходной дорожки. Однажды его спросили, почему он прибегает к этому акробатическому прыжку, а не проходит вдоль ограждения до калитки, как другие члены общины. «Что значит “почему”?! — с удивлением переспросил р. Шломо. — Неужели вы хотите, чтобы я пропустил хотя бы один Амен в Кадише

Он буквально выполнял закон, приведенный в кодексе Шульхан арух: «Человек должен бежать, чтобы услышать Кадиш» (Орах хаим 56:1).

Публикуется с разрешения издательства Швут Ами


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше