Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ритуальная нечистота и очищение
101-я заповедь – повеление, устанавливающее ритуальную нечистоту пораженного цараат. И эта заповедь включает все законы, связанные с язвами цараат у человека: в каких случаях он нечист, а в каких – чист; в каких случаях его нужно изолировать, а в каких не нужно; в каких случаях при изоляции следует обрить волосы вокруг язвы и другие законы, отличающие этот вид ритуальной нечистоты (см. Ваикра 13:1-46). 

  102-я заповедь – повеление, устанавливающее ритуальную нечистоту одежды, на которой появилась язва цараат. И эта заповедь включает все законы, связанные с пораженной цараат одеждой: как определяется ее ритуальная нечистота и как она передает ритуальную нечистоту; когда одежду следует изолировать, когда выдирают из одежды кусок ткани, пораженный язвой, и когда сжигают язву вместе с одеждой; когда одежду стирают и очищают от ритуальной нечистоты и т.д., – все, что рассказано в Писании (см. Ваикра 13:47-59), и что передано в устной традиции (см. Негаим гл.11).  

  103-я заповедь – повеление, устанавливающее ритуальную нечистоту дома, на котором появились язвы цараат. И эта заповедь включает законы, связанные с пораженными цараат домами: как определяется ритуальная нечистота дома и как он передает ритуальную нечистоту; в каком случае дом должен быть опустошен и заперт, в каком случае выламывают камни, изъязвленные цараат, а в каком – разрушают дом (см. Ваикра 14:34-48). 

  104-я заповедь – повеление, устанавливающее ритуальную нечистоту истекающего слизью (зав). Эта заповедь включает все законы, определяющие, при каких признаках мужчина становится “истекающим” и каким образом он передает окружающим ритуальную нечистоту (см. Ваикра 15:1-12). 

  105-я заповедь – повеление, устанавливающее ритуальную нечистоту мужчины, у которого произошло излияние семени (см. Ваикра 15:16-18). Эта заповедь включает все законы, связанные с излиянием семени. 

  106-я заповедь – повеление, устанавливающее ритуальную нечистоту истекающей (зава) (Д 75). Эта заповедь включает законы, определяющие, какие признаки делают женщину завой и как, став завой, она передает ритуальную нечистоту окружающим (см. Ваикра 15:25-27). 

  107-я заповедь – повеление, устанавливающее ритуальную нечистоту тела умершего человека. Эта заповедь включает все законы, связанные с ритуальной нечистотой умершего. 

  108-я заповедь – повеление, устанавливающее законы, связанные с очистительной водой (в которой растворен пепел красной коровы). Эта вода, при определенных условиях, очищает от ритуальной нечистоты, но при других условиях сообщает ритуальную нечистоту, как разъясняется при подробном изучении этих законов (см. Рамбам, Законы красной коровы 6:15).

  Знай, что все 13 перечисленных видов ритуальной нечистоты: нечистота падшего скота и нечистота шрацим, нечистота продуктов питания и нечистота ниды, нечистота роженицы и нечистота пораженного цараат, нечистота одежды, изъязвленной цараат, и нечистота изъязвленных цараат домов, нечистота зава и нечистота завы, нечистота мужчины, у которого произошло излияние семени, и нечистота умершего, а также нечистота “очистительной воды” – каждый из этих видов ритуальной нечистоты разъяснен в Торе. И в связи с каждой из этих заповедей Писание содержит множество законов и условий их выполнения, записанных в разделах Шмини, Тазриа, Мецора и Хукат, – эти четыре раздела включают в себя все стихи, говорящие о названных видах ритуальной нечистоты.

  А один из разделов Талмуда – Тоорот – содержит законы, касающиеся всех этих видов нечистоты и каждого из них в отдельности.

  Есть виды ритуальной нечистоты, которым посвящены целые трактаты Талмуда. Так, три трактата – Тоорот, Махширин и Укцин – посвящены только ритуальной нечистоте продуктов питания; и если в них попадаются законы, связанные с другими видами ритуальной нечистоты, то они приведены лишь попутно.

  Подобно этому, трактат Нида включает все законы, связанные с ритуальной нечистотой женщины, в период месячных выделений, завы и роженицы. А часть законов о ритуальной нечистоте роженицы содержится также в трактате Критот.

  Трактат Негаим включает все законы, связанные с язвами цараат на коже человека, на одежде и на домах.

  Трактат Завим содержит законы о заве, заве и о мужчине, у которого произошло излияние семени.

  Трактат Оалот включает все законы, связанные с ритуальной нечистотой умершего.

  Трактат Пара содержит законы об “очистительной воде”, которая и сообщает ритуальную нечистоту, и очищает от нее.

  Однако ритуальной нечистоте трупов животных и нечистоте шрацим не посвящено отдельных трактатов, но связанные с этим законы рассеяны по разделу Тоорот – большинство из них в трактатах Келим и Тоорот. И также много связанных с этим вопросов рассмотрено в трактате Эдуйот.

  И мы уже разъяснили весь этот раздел Талмуда – Тоорот – так, что нет необходимости заглядывать в другие книги, изучая законы ритуальной нечистоты и чистоты (см. Рамбам, Чистота). 

  109-я заповедь – повеление, устанавливающее, что окунаясь в воды миквы (бассейна для ритуального омовения), мы очищаемся от всех видов ритуальной нечистоты, которыми осквернились. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Пусть омоет все свое тело водою” (Ваикра 15:16).

  И известно из традиции (Сифра, Мецора), что «вода, покрывающая “все тело”, – это установленный объем воды, наполняющей микву». Но для проточной воды (бьющей из родника) необходимый объем не установлен, как разъясняется в законах о выполнении этой заповеди (см.Рамбам, Микваот 9:8). И лишь излечившийся от истечения слизью (зав) нуждается, согласно законам выполнения этой заповеди, только в родниковой воде, ибо о нем сказано в Писании: “И омоет свое тело в живой воде” (Ваикра 15:13).

  Но сказав, что омовение в воде – это заповедь “делай”, мы не имели в виду, что каждый ритуально нечистый неукоснительно обязан совершить омовение, подобно тому, как каждый, кто носит одежду с четырьмя углами обязан прикрепить к ним кисти цицит (Д 14), или как каждый домовладелец обязан обнести перилами крышу дома (Д 184). Но имеется в виду, что законом об омовении нам заповедано: каждый, кто желает очиститься от своей ритуальной нечистоты, может сделать это лишь погрузившись в воду – и тогда очистится.

  И сказано в Сифре (Ахарей мот): “И пусть омоется в воде” (Ваикра 14:8) – может быть это приказ Царя? Но Тора сказала: “...а затем войдет в стан” (там же) – освободившись от ритуальной нечистоты”. Здесь намекается на принцип, который мы разъяснили: это повеление относится лишь к тому, кто желает освободиться от ритуальной нечистоты, только он должен поступить в соответствии с указанным законом, и этот закон – и есть заповедь. Но никто не обязан совершать омовение, и если человек желает оставаться нечистым и не входить в стан Шехины (в Храм) определенное время – он имеет на это право.

  И уже разъяснено в Книге Истины (в Торе), что каждый, кто был ритуально нечистым и совершил омовение, очищается, но его очищение остается неполным до того, как зайдет солнце в день его омовения (см. Ваикра 22:6-7).

  А из устной традиции также известно, что необходимо погрузиться так, чтобы вода одновременно касалась всех частей обнаженного тела. Сказали мудрецы (Эйрувин 4б): «“Пусть омоет все свое тело” – не должно быть никаких препятствий между его телом и водой».

  Итак, выяснилось, что эта заповедь об омовении включает в себя законы о микве, о хацице (препятствии, мешающем полному погружению) и о твуль йом (ритуальном статусе человека в период после погружения и до захода солнца).

  Эта заповедь разъясняется в трактатах Микваот и Твуль йом. 

  Сто десятая заповедь – повеление, чтобы очищение от цараат совершалось указанным в Писании способом (Ваикра 14): посредством ветки кедра, травы иссопа, червленицы, двух птиц и родниковой воды, с которыми должно быть проделано все, что упомянуто в Торе. И как разъясняет Писание, тем же путем очищаются и люди, и дома.

  Итак, прояснилось, что согласно Торе, существует три способа очищения от ритуальной нечистоты – один общий и два особых, очищающих лишь от двух видов нечистоты. Общий – погружение в воды миквы; ведь каждый, кто был нечист, сможет обрести чистоту только погружением в воду. Второй способ – окропление “очистительной водой” (в которой растворен пепел красной коровы); таким особым путем очищаются только от ритуальной нечистоты, приобретенной от умершего (Д 108). Третьим способом – с помощью кедровой ветки, иссопа, червленицы, двух птиц и родниковой воды – очищаются от цараат.

  Все законы, связанные с выполнением этой заповеди – очищения излечившегося от цараат, разъясняются в трактате Негаим (гл.14). 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Царь Давид — легендарная фигура в еврейской истории. Кроме того, что он был царем и успешным воином, Давид много сил и энергии отдавал служению Всевышнему. Давид считается в еврейском народе величайшим праведником. Он сочинял восхваления — псалмы — в честь Б-га, он собрал книгу Теилим (Псалмов), многие из которых написаны самим Давидом. Именно Давид выкупил участок для постройки Храма и заложил его фундамент. Читать дальше

Царь Давид

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Давид. Поединок с Гольятом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Когда в пределы Израиля вторглось войско филистимлян, Давид вызвался сразиться с богатырем Гольятом. После этой победы Давид завоевал любовь всего народа.

Давид. Мудрец, псалмопевец и пророк

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Оставаясь в Иерусалиме, Давид судил народ и изучал Тору. На вершине власти он сумел сохранить скромность.

Как назвать ребенка?

Переводчик Виктория Ходосевич

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.