Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева
О "десанте" саратовских евреев на израильскую землю

С именем Саратов когда-то было связано представление о российской глуши (знаменитое грибоедовское «… к тетке, в глушь, в Саратов») и о еврейском безлюдье. Город находился вдалеке от еврейской черты оседлости и от Петербурга и Москвы – центров еврейской религии и культуры. И хотя в середине XIX века в Саратове жило всего несколько еврейских семей купцов и ремесленников, да в местном батальоне служило 44 еврея, именно здесь возникло знаменитое Саратовское дело – по сфабрикованному обвинению в похищении и ритуальном убийстве двух христианских мальчиков несколько еврейских солдат были отправлены на каторгу в Сибирь, почти все они там погибли…

Однако к концу XIX - началу XX века в Саратове сформировалась развитая еврейская община, насчитывавшая около полутора тысяч человек. В городе существовало две синагоги и талмуд-тора. Не миновали Саратова и погромы 1905 года, и тяготы двух войн – мировой и гражданской. Но еврейское население города росло, достигнув пика (10 495) в конце 50-х годов. Затем, как и везде в СССР, стало снижаться – сказалась ассимиляция, а впоследствии и эмиграция за рубежи «родной» страны (сейчас в Саратове, по официальным данным, 2300 евреев, а по неофициальным – гораздо больше…) В 30-е годы была закрыта единственная синагога, а ее раввин Иосиф Богатин расстрелян…

И все же после окончания II мировой войны еврейская община Саратова стала возрождаться. Собрали деньги и купили небольшой дом по ул. Посадского, 208 и сделали в нем синагогу. А затем, почти чудом, возникла в ней миква (бассейн для ритувльных омовений). Трудной, иногда почти невыносимой (в 1953 г. во время «дела врачей» синагогу даже закрывали, как «пожароопасную») была жизнь Саратовской еврейской общины. Только стараниями таких самоотверженных праведников, как габай (староста синагоги) и моэл (оператор на обрезании) Шломо Боков, габай Рефоэль Брук и др., она продолжала существовать и не угасал в Саратове огонь Торы…

Наверное, в их заслугу еврейская почва Саратова дала такие обильные всходы, когда ослабли , а потом пали тиски коммунистического режима. Потянулись к синагоге на Посадского евреи – старые и молодые, и стало тепло и радостно под ее кровом… Наладилась полноценная общинная жизнь – будни, праздники, учеба. Саратов теперь – один из признанных центров еврейской религиозной жизни России.

Свидетельством тому – недавний приезд в Израиль группы учащихся колеля Саратовской синагоги во главе с раввином синагоги Михоэлем Фруминым и рош-колель (главой колеля) раввином Шимоном Левиным. Группа в количестве девяти человек находилась в Израиле с 25 января по 6 февраля. Программа пребывания была насыщенной – посещение святых мест Иерусалима, синагог и ешив, участие в празднике Ахнасат-Тора (внесение свитков Торы) в одной из синагог Бейтара, празднование шабата, беседы с раввинами и деловыми людьми, экскурсии и пешие прогулки, позволившие ощутить красоту Эрец Исраэль…

В саратовском «десанте» на израильской земле – бизнесмены, студенты, учащиеся школ. Все они в Саратовском колеле под руководством раввинов Мих. Фрумина и Ш. Левина учат Тору, Гемару и Алаху. И, конечно, вместе с другими прихожанами синагоги отмечают субботы и праздники.

4 швата (2 февраля) в синагоге Мишкан Шрага в иерусалимском районе Рамот-алеф (где, кстати, находится вечерний колель Толдот Йешурун) состоялся вечер встречи бывших и нынешних членов Саратовской еврейской религиозной общины, в котором приняли участие около 60 человек. Помимо приехавшей делегации в зале были учащиеся израильских и американских ешив и колелей, журналисты и издатели, преподаватели вузов и раввины. Здесь были те, кто жили в Саратове и совершили оттуда алию в Израиль, кто учился в известной московской ешиве Торас Хаим, кто ездил на подмосковные семинары Агудат Исраэль, организованные равом Нафтали Цукером, или просто посещал Саратов на праздники, как американские ешибохеры. Были целые семьи, которые и здесь, в Израиле, не порывают своих связей с родной саратовской общиной – Бродкины, Житомирские, Левины, Шамерины…

На вечере царила праздничная атмосфера, встречались и обменивались новостями люди, приехавшие из разных мест Израиля и из диаспоры. Выступали с приветственными речами почетные гости – глава организации Толдот Йешурун р. Бенцион Зильбер, раввин Игаль Полищук, рош-ешива (глава ешивы) Торас Хаим р. Мойше Лебель, раввин Яков Баум, представитель организации Нер-леэлеф Иеуда Лекомцев и др. Общая мысль этих выступлений – о чуде возрождения еврейской общинной жизни и обучения Торе в Саратове, о неразрывной связи российской диаспоры с Эрец Исраэль.

Вот несколько наиболее запомнившихся моментов из этих выступлений.

Открывший вечер (вел его аврех Мендл-Лейб Агранович) саратовский раввин Мих. Фрумин напомнил собравшимся о том, как передавали весть о начале нового месяца (рош-ходеш) из Иерусалима в Бавель (Вавилон), где находилась мощная еврейская община и центры изучения Торы. По пути следования этой вести на семи горах зажигали семь костров. Первый – в Иерусалиме на Масличной горе (ар а-Зейтим) , а второй – на горе с символичным для нас названием Сартева в Самарии и т.д. Так свет Торы достигал самых окраин мира. Может быть, не случайно название нашего города – Саратов?..

Продолжая эту мысль, р. Шимон Левин говорил о том, что рош-ходеш (начало нового месяца) устанавливал, по показаниям двух свидетелей, видевших новую луну, бейс-дин (суд), заседавший в Иерусалиме. Постановление суда в этом вопросе было решающим даже в том случае, когда показания свидетелей были ошибочны. Бейс-дин устанавливал дату рош-ходеша, и рош-ходеш наступал в действительности в установленный бейс-дином срок. Сила суда заключалась в Торе, и с помощью Торы суд мог менять реальность. Из этого можно извлечь урок, что, несмотря на все трудности, с помощью Торы можно сделать Саратов одним из центров ее изучения в России.

В связи с этим р. Шимон Левин привел слышанный им рассказ ветерана Саратовской синагоги реба Меира Бродкина о том, как в синагоге строили микву (без нее невозможна полноценная еврейская жизнь). Было это в начале 60-х годов. В эпоху «воинствующего атеизма» миквы в России почти повсеместно были уничтожены, а за строительство новой миквы можно было «схлопотать срок» -- попасть в тюрьму. Среди прихожан синагоги были и такие, которые считали, что не надо дразнить власти… Сомнения и страхи разрешили два раввина, порознь оказавшиеся в нашем городе. Проездом в Москву из Ташкента был здесь и зашел в синагогу рав Шмая Мариновский. Его направили ночевать к кошерному еврею Фридману. Ему он сказал: «Микву надо делать…» Приблизительно в это же время проезжал через Саратов один из величайших праведников Рыбницкий Ребе. Ехал он тайно, но все-таки вызвал к себе на вокзал двух членов общины – Фридмана и Юдовича и сказал: «Надо не бояться, а делать. И Всевышний поможет…» Эти слова стали руководством к действию. Яму для миквы копали по ночам Брук и Фридман. Потом наняли рабочих. Властям сказали, что соорудили ванну в гигиенических целях. Опыта не было, а надо было решать проблемы технического и ритуального характера. Но все-таки построили…

(Добавлю. Когда в 1991 г. рядом с синагогой стали вбивать сваи под строительство многоэтажного жилого дома и была опасность, что старое здание синагоги и в особенности миква не выдержат этого, -- строители настаивали на их сносе, предлагая денежную компенсацию или постройку нового здания синагоги в другом месте,- габай синагоги Рефоэль Брук сказал мне, что на это мы никогда не согласимся. «Ведь у нас есть миква!» - добавил он с гордостью)

И по этому принципу, подчеркнул в заключение р. Шимон Левин, надо поступать всегда: «Не бояться, а делать!..»

Рав Бенцион Зильбер вспомнил, что в Саратове жил моэл рав Шломо Боков, который в страшные сталинские времена, несмотря на грозившую ему смертельную опасность, продолжал делать бриты. Он сделал обрезание и ему, Бенциону Зильберу, точно на восьмой день после рождения (может быть, единственный случай в то время). Рав Бенцион Зильбер выразил надежду, что эта встреча в Иерусалиме поможет укрепить обучение Торе в Саратовской общине…

Запомнились два эпизода, о которых рассказывал рав Мойше Лебель. Один – о том, как в московской ешиве Торас Хаим решали вопрос, ехать или не ехать молодому ешибохеру, оставив учебу, в Саратов, чтобы заменить уехавшего в Америку габая и раввина синагоги. В ешиве полагали, что отъезд повредит учебе ешибохера. Но когда р. Мойше Лебель рассказал об этом раву Ицхаку Зильберу (да благословенна память праведника!) тот сказал: «Он должен бросить все и ехать -- ведь он будет передавать евреям Саратова ту Тору, которую выучил в ешиве, а это является прямым продолжением учебы… » Для разрешения спора обратились к одному из глав поколения раву Шмуэлю Ойербаху шлита, который постановил, что ешибохер должен ехать. Рав Мойше Лебель привел на это выражение из Гемары: «Строительство молодых - разрушение, разрушение стариков – строительство». То, что по видимости выглядело как разрушение, на самом деле должно было послужить строительству еврейского дома в Саратове и духовному становлению молодого раввина. Было принято решение – ехать. И молодой человек стал раввином Саратовской синагоги…

Второй рассказ р. Мойше Лебеля – о двух способах приближения людей к Торе. Можно спуститься с высот Торы, чтобы стать ближе к ним. Но тогда есть опасность остаться с ними на их уровне… Другой способ – поднимать людей до высот Торы, и тогда ты сам поднимаешься вместе с ними. Ясно, что это наиболее продуктивный путь. И рав Мойше Лебель призвал – и там, в Саратове, поднимать евреев до высот Торы, не успокаиваться и идти вперед…

Эта духоподъемная атмосфера вечера дала заряд бодрости и веры его участникам.

На вечере демонстрировался фильм о жизни Саратовской синагоги, о работе находящегося в ней колеля. В синагоге проводятся лекции и семинары с участием известных раввинов. Проходят занятия с женщинами по законам кашрута и чистоты семейной жизни. Община пользуется уважением в городе, в том числе и со стороны городских властей (об этом говорили в фильме чиновники Правительства Саратова и области).

Община динамично развивается, и в планах ее – строительство нового здания синагоги, организация еврейского детского сада и школы, реальное финансовое самообеспечение…

Вероятно, и в Израиле останется «саратовский след» - есть проект создания Саратовской религиозной амуты (товарищества).

Пожелаем же саратовским евреям мира, новых сил и осуществления (с Б-жьей помощью) их планов и надежд!

Адрес, телефон и сайт Саратовской общины


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?