Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

В недельном разделе Лех-Леха рассказывается, среди прочего, о юности Ишмаэля, сына Авраама, которого родила египтянка Агар. Не пересказывая Тору, обратим внимание на очень интересную деталь, приведенную в ней по поводу Ишмаэля, рождение которого тогда лишь ожидалось. Сказал ангел заблудившейся в пустыне Агар (Берешит 16:11—12): «Вот ты беременна и родишь сына, назови его Ишмаэль… Будет он — пере адам — диким человеком: его рука — на всех, а рука всех — на нем…»

Слова пере адам мы перевели как «дикий человек». Действительно, пере на иврите означает «дикий», «нецивилизованный», то, что было культурным, а потом одичало (например, фруктовые деревья, ставшие «дичками» или домашние животные, — о диком осле на иврите так и говорят — пере, это вполне принятое видовое название). У наших дедушек, живших в местечках, выражение «пере одом» (в ашкеназском переложении на идиш) означало грубиян, хулиган.

Но вот что удивляет в приведенном стихе и на что обратили внимание еще первые комментаторы Торы. В предсказании ангела, с которым он обратился к отчаявшейся Агар, слышится нечто грозное, неприятное. Беременной женщине сообщают, что у нее родится сын, который станет диким человеком. Такой вестью не утешают…

Мы знаем, что пророчество об Ишмаэле сбылось. Дикость, необузданность нрава его потомков, их склонность к конфликтам, когда любую стычку они предпочитают при случае завершать прямым нападением, — эти качества сыновей Ишмаэля широко известны во всем мире. И такая худая слава сопровождает их вот уже две тысячи лет. Много народов стали жертвами этого необузданного и агрессивного племени, о котором сказано «их рука на всех». Но особенно страдали от них евреи, прямые соседи…

Известный учитель раби Йеошуа Лейб Дискин говорил, что дикость характера Ишмаэля, единственная в своем роде среди национальных черт всех других наций, неслучайна и впрямую связана с самой природой ишмаэлитов. Причем связана до такой степени, что стала определяющей их чертой. Об этом говорит сама Тора. Обратите внимание на выражение пере адам. Во всем Хумаше нет подобного вопиющего нарушения грамматики. Согласно правилам, в иврите реализуется только один порядок связи между существительным и прилагательным, его определяющим: сначала идет существительное, потом прилагательное. Возникает вопрос, почему ангел предрек Агар, что у нее родится пере адам, а не сказал, как того требуют законы языка, — адам пере? На иврите ли он говорил?

Раби Дискин объяснил. Обычно в связке «существительное-прилагательное» первым идет существительное, ибо оно — то главное, что подчеркивается словом-определением, словом-характеристикой. Сначала существительное — слово-сущность (шем аэцем), за ним прилагательное (шем атоар). Но для Ишмаэля пере — это не характеристика, прилагающаяся к слову «человек», это сама его сущность. Главное для него — дикость. А вот быть человеком — как раз всего лишь характер природы его дикости. Другими словами, его дикость — человеческая, ибо для Ишмаэля быть человеком — вторичная, прилагательная черта, не основное качество…

В воспоминаниях раввина Диковского о Хафец-Хаиме, великом учителе нашей эпохи, приведено одно любопытное высказывание. Когда Хафец-Хаима спросили, что он может сказать о резне, учененной арабами в Хевроне в 1929 году, последовал такой ответ (цитата из книги): «Будет он пере адам — так сказала Тора об Ишмаэле. Но известно, что Тора дана нам навечно. Поэтому, если в ней написано, что Ишмаэль станет дикарем-человеком, это значит, что он будет им всегда… Соберите все цивилизованные народы, пусть они обучат культуре кого-нибудь из сыновей Ишмаэля — ничего не получится. Он — вне культуры, ибо Тора свидетельствует, что он дикарь… Сделайте из него адвоката — в лучшем случае получите дикаря-адвоката. Научите его наукам, дайте профессорский пост — получите дикаря-профессора. Дикость его никогда не исчезнет.» В конце Хафец-Хаим тяжко вздохнул: «Кто знает, что этот пере адам еще устроит нашему народу!»

Цитата приведена не для того, что по ней учить отношение Торы к политическим реалиям сегодняшнего дня. А для того, чтобы познакомиться с тем, как наши учителя получают информацию из каждого слова Торы. Здесь важно не только изменение принятой последовательности ивритских слов, но даже наличие глагола «будет»: будет он диким человеком. О ком сказано — об Ишмаэле, частном лице? Или о целой нации, которая считает его своим прародителем, сознательно наследуя его основные, родовые черты? Если о частном лице, то зачем нам знать, кого суждено было родить служанке по имени Агар? Тора — не художественная литература. Ее нам дал Всевышний, чтобы мы по ней жили. А поэтому каждое ее слово, порядок слов, каждая буква чему-то нас учат. Мы не приклеили ярлык сыновьям Ишмаэля, мы не смотрим на них сверху вниз, как люди цивилизованные на дикарей. Но раз Тора дала им такую характеристику, с ней надо считаться, ибо она дана навечно.

Тора как бы говорит нам: можете думать об Ишмаэле все что угодно, но не удивляйтесь, когда откроется то, что заложено в его природе: он — дикарь-человек.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»