Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должен человек посвятить себя изучению тех премудростей, которые дадут ему представление о его Владыке настолько, насколько возможно это понять и постичь»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 10, 6
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Когда в марте 1938 г. немецкие войска захватили Вену, доктор Франкл читал научный доклад психиатрам. Вдруг дверь открылась, вошел человек в эсэсовской форме и приказал всем расходиться. Франкл зафиксировал взгляд на эсэсовце, сказал ему, чтобы тот не двигался, и, загипнотизировав его, закончил доклад. Это было его первое столкновение с фашизмом. Виктор Франкл (1905—1997) родился в Вене в еврейской семье и всегда с гордостью вспоминал, что его мама происходила из семьи великого раввина Махараля из Праги (1512—1609)…

В 1941 г. Франкл оказался пред дилеммой: он получил въездную визу в Америку, а его родителей ожидала депортация. Как-то он увидел на столе кусок мрамора, на котором была высечена буква на иврите. Отец объяснил, что эта буква — часть надписи десяти заповедей разрушенной недавно синагоги. «Какой заповеди?» — спросил Франкл. «Чти отца и мать, чтобы продлились твои дни», — ответил отец. Франкл тут же принял решение остаться с родителями (и действительно прожил долгую жизнь). Вскоре он женился, это была последняя еврейская свадьба в Вене тех времен.

Ожидая депортации, Франкл писал книгу, надеясь, что если он погибнет, то книга сохранится. В сентябре 1942 г. Франкл вместе с семьей был отправлен в концлагерь. Рукопись книги была зашита в подкладку пальто. Но в лагере у него отобрали одежду. Тогда он решил записывать свои мысли на клочках бумаги. Франкл потерял семью, но считал, что он сам выжил благородя работе над книгой и мечте дожить до ее издания после войны. Книга «Человек в поисках смысла» вышла в свет в 1946 году, ее тираж превысил 9 миллионов экземпляров. В результате проведенного в 1991 году опроса, Библиотека Конгресса объявила эту книгу «одной из десяти самых влиятельных книг в США»…

«… Если человек задумался о смысле жизни, значит, он болен», — считал Фрейд, признаваясь, однако, что «в своих исследованиях человеческой психики он остановился в “подвале”.» Виктор Франкл не хотел оставаться в «подвале». Он создал новую школу психологии, считая, что поиск смысла жизни является путем к душевному здоровью, а его утрата становится главной причиной болезней и множества человеческих несчастий.

В концлагере Франкл открыл, что важную роль в жизни человека играет не только «подвал» инстинктов, но и нечто более возвышенное, именуемое совестью и душой.

«Имеется множество примеров истинного героизма, которые доказывают, что можно пересилить равнодушие и переступить через злобу, — писал Франкл. — Именно в этой нравственной свободе, той свободе, которую никто не в силах отнять у человека, и заключается цель и смысл жизни… Мы, прошедшие через концлагеря, помним тех, кто переходил от барака к бараку, подбадривая остальных, делясь с ними последним куском хлеба. Их, может быть, было не много, но достаточно для того, чтобы доказать: все можно отнять у человека, за исключением… его свободы в любой ситуации выбирать собственный путь. Если заключенный ощущал, что он больше не мог выдержать лагерной жизни, то он мог найти убежище в своем сознании, прячась в пространстве своего духа, в единственном месте, которое фашисты не могли разрушить. Духовная жизнь давала заключенному силы, увеличивая его шансы выжить…» (с. 123).

Франкл возражал Фрейду: «Размышления о смысле жизни нельзя рассматривать проявлением психической патологии… они истинно человеческие переживания, которые выражают самое человечное в человеке»…

… Поиск смысла является не только путем к вере, но и частью самой веры, считал великий раввин Хазон Иш, начиная книгу «Вера и упование» со следующих слов: «Душевное качество, именуемое верой, — это… свойство утонченной и изысканной души. Если человек обладает нежной и чувствительной душой, и в покое наслаждение его, и не терзает его голод вожделений, и глаз его любуется зрелищем выси небес и бездн земли, — тогда он потрясен и взволнован, — ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна… Лишь к тайне той устремлены все помыслы его, — душа тоскует разгадать ее, и он готов идти за ней в огонь и в воду… Ибо что ему вся его жизнь, если она со всем своим очарованием ускользает от него, и душа его, кружа в печали, жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, — но заперты ворота…».

… Как может не ученый и не мудрец, а простой человек прийти к вере? — спрашивал рабби Эльханан Вассерман. — Так же, как обрел веру первый еврей Авраам! Мидраш рассказывает о путнике, который шел по пустыне и, увидев дворец, вошел внутрь. Не найдя никого, он обнаружил еду и питье, вкусил яств и спросил: «Где хозяин? Кому я должен сказать спасибо?» «Я хозяин!» — открылся тот. Так же и Авраам, наслаждаясь миром, спрашивал: «Где хозяин мира, которому я могу выразить благодарность?» Тогда и открылся ему Всевышний: «Я хозяин!».

«Чувство благодарности стало движущей силой духовного поиска Авраама», — поясняет рав Вассерман. Благодарность соединяет творение и Творца, человека и Всевышнего. Не случайно Авраам выбирает путь добрых дел, полагая, что чувство благодарности приведет людей к Творцу. С тех пор историческая миссия Авраама и его потомков состоит в том, чтобы стать «светочем для народов».

«Инстанция, перед которой мы несем ответственность, — это совесть, — писал Франкл. — Если диалог с совестью — это настоящий диалог, а не просто разговор с самим собой, то встает вопрос, является ли совесть последней или все-таки предпоследней инстанцией? Мы должны стать последними, кто не решался назвать эту инстанцию… тем именем, которое ей дало человечество, — Б-г.

… Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в их жизни».


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.