Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева
По материалам газеты «Исток»

Всевышний приказал Ноаху (в русской транскрипции — Ною) ввести в ковчег животных (Берешит 6:3): «От каждого чистого животного возьми по семь… а от животного, которое нечистое… по двое, самца и самку».

Здесь говорится о чистоте не физической, а условной, которая после получения евреями Торы на Синае — много позже Ноаха — была связана с ограничениями на еду: чистых животных ешьте, а нечистых не ешьте.

Такая чистота на иврите называется теора. Соответственно нечистота, своего рода условная грязь, — на иврите тума.

Любопытно, что приведенный стих не использует термин «грязное животное», он говорит — «нечистое», используя негативную форму от слова чистый. Почему? Отвечает Талмуд (Псахим 3): «Человек должен стараться не использовать в речи недостойных слов. Ведь даже Тора написала лишние буквы, лишь бы не приводить недостойных слов: …возьми от животного, которое нечистое».

Зная, что в Писании нет ни одной лишней буквы, видим, насколько важно Торе научить нас приведенному правилу о ведении достойной речи, когда не следует без особой необходимости говорить ничего, что даже намеком указывает на низкие вещи. Короче говоря, даже слово «грязь» Тора постарается заменить на «нечистоту». Такое объяснение приводит Талмуд. (Филологи называют подобную замену эвфемизмом.) Но вот что отметили комментаторы на Талмуд. В Торе достаточно мест, в которых она запросто использует слово тума, «грязь» (опять-таки не в физическом смысле, а скорее в ритуальном), не заменяя его на более приятное для слуха «не-чистота». А раз так, то откуда мы знаем, что в нашем случае, когда она пишет про животных в ковчеге, делая подмену слов, — она тем самым учит нас важному правилу о соблюдении чистоты речи? Ответ прост. Когда Тора хочет предостеречь нас от употребления в пищу того, что запрещено (свиньи, насекомые, моллюски и пр.), она не стесняясь пишет — тума, «грязь». Чтобы не было разночтений. Чтобы ее предостережение было понято без ошибок! Так в главе, где разговор ведется о пищевых запретах. Но не так в главе про Ноаха и его ковчег.

Ноаху сказано, что сейчас землю затопит вода и, чтобы спасти фауну от уничтожения, ему надо взять с собой представителей каждого вида. Приказ касается не запретов и разрешений. Если заменить выражение «грязное животное», тмеа, на выражение «нечистое животное», ло-теора, то смысл фразы, сказанной Ноаху, не изменится. Он и так поймет, что делать.

Поэтому Тора использует этот рассказ — заодно — также и для того, чтобы научить нас важному правилу о внимательном отношении к каждому произносимому нами слову. Нельзя говорить не только вещи запрещенные: ложь, сплетни, наговоры, ругань, проклятия, слова, порочащие честь других людей, — но и фразы так называемой «низкой стилистики».

Чтобы быть правильно понятыми, дадим примеры нескольких терминов, употреблять которые следует только при крайней необходимости, но не просто так, от нечего делать; вот они: мерзость, никчемность и т.д.

Сама Тора их употребляет только тогда, когда без них нельзя обойтись.

И уж ни в коем случае нельзя позволять своим устам произносить их для ругани.

На той же странице Талмуда, где говорится о нашем стихе про Ноаха, приведены две фразы учеников великого Илеля. Один сказал: «Виноград собирают в чистоте (теора), маслины можно собирать в состоянии загрязненности (тума)». Другой сказал: «Виноград собирают в чистоте (теора), маслины можно собирать в нечистоте (ло-теора)». Оба сказали одно и то же. Вся разница — в единственном слове. Второй ученик заменил понятие, имеющее отрицательный оттенок, на отрицательную форму слова с положительным оттенком. Про этого ученика Илель сказал: из него выйдет великий учитель. Так и произошло.

Речь человека свидетельствует о нем не меньше, чем дела. Мы не говорим о правдивости слов, мы говорим о красоте языка. Достаточно послушать, какие слова и выражения употребляет ваш собеседник, чтобы иметь о нем четкое представление. У некоторых народов считается, что «ругань на воротах не виснет». Евреи заявляют: виснет! Еще как виснет. Свидетельствуя о том, что здесь, за этими воротами живет человек с нечистой речью. А значит, и сам человек — НЕ ЧИСТ в духовном смысле этого слова. Встречаем мы иногда интеллигентов, позволяющих себе слова и выражения, заимствованные из простонародной речи неграмотного люда стран исхода. Встречаем и израильтян, бравирующих знанием «ненормативной лексики» арабского происхождения. Они не ругаются — они просто разговаривают. Тора, безусловно, осуждает такую практику ведения разговора. За каждым словом скрыт смысл. Нельзя оскорблять в себе Б-жественный образ, внесенный в нас Создателем. Важно помнить, что достойные люди стараются не произносить без острой нужды недостойных слов.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.