Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хорошо нам, братья, собраться всем вместе — на Земле обетованной. Но произойдет это только тогда, когда мы действительно станем братьями — братьями по вере»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”
По материалам газеты «Исток»

Всевышний приказал Ноаху (в русской транскрипции — Ною) ввести в ковчег животных (Берешит 6:3): «От каждого чистого животного возьми по семь… а от животного, которое нечистое… по двое, самца и самку».

Здесь говорится о чистоте не физической, а условной, которая после получения евреями Торы на Синае — много позже Ноаха — была связана с ограничениями на еду: чистых животных ешьте, а нечистых не ешьте.

Такая чистота на иврите называется теора. Соответственно нечистота, своего рода условная грязь, — на иврите тума.

Любопытно, что приведенный стих не использует термин «грязное животное», он говорит — «нечистое», используя негативную форму от слова чистый. Почему? Отвечает Талмуд (Псахим 3): «Человек должен стараться не использовать в речи недостойных слов. Ведь даже Тора написала лишние буквы, лишь бы не приводить недостойных слов: …возьми от животного, которое нечистое».

Зная, что в Писании нет ни одной лишней буквы, видим, насколько важно Торе научить нас приведенному правилу о ведении достойной речи, когда не следует без особой необходимости говорить ничего, что даже намеком указывает на низкие вещи. Короче говоря, даже слово «грязь» Тора постарается заменить на «нечистоту». Такое объяснение приводит Талмуд. (Филологи называют подобную замену эвфемизмом.) Но вот что отметили комментаторы на Талмуд. В Торе достаточно мест, в которых она запросто использует слово тума, «грязь» (опять-таки не в физическом смысле, а скорее в ритуальном), не заменяя его на более приятное для слуха «не-чистота». А раз так, то откуда мы знаем, что в нашем случае, когда она пишет про животных в ковчеге, делая подмену слов, — она тем самым учит нас важному правилу о соблюдении чистоты речи? Ответ прост. Когда Тора хочет предостеречь нас от употребления в пищу того, что запрещено (свиньи, насекомые, моллюски и пр.), она не стесняясь пишет — тума, «грязь». Чтобы не было разночтений. Чтобы ее предостережение было понято без ошибок! Так в главе, где разговор ведется о пищевых запретах. Но не так в главе про Ноаха и его ковчег.

Ноаху сказано, что сейчас землю затопит вода и, чтобы спасти фауну от уничтожения, ему надо взять с собой представителей каждого вида. Приказ касается не запретов и разрешений. Если заменить выражение «грязное животное», тмеа, на выражение «нечистое животное», ло-теора, то смысл фразы, сказанной Ноаху, не изменится. Он и так поймет, что делать.

Поэтому Тора использует этот рассказ — заодно — также и для того, чтобы научить нас важному правилу о внимательном отношении к каждому произносимому нами слову. Нельзя говорить не только вещи запрещенные: ложь, сплетни, наговоры, ругань, проклятия, слова, порочащие честь других людей, — но и фразы так называемой «низкой стилистики».

Чтобы быть правильно понятыми, дадим примеры нескольких терминов, употреблять которые следует только при крайней необходимости, но не просто так, от нечего делать; вот они: мерзость, никчемность и т.д.

Сама Тора их употребляет только тогда, когда без них нельзя обойтись.

И уж ни в коем случае нельзя позволять своим устам произносить их для ругани.

На той же странице Талмуда, где говорится о нашем стихе про Ноаха, приведены две фразы учеников великого Илеля. Один сказал: «Виноград собирают в чистоте (теора), маслины можно собирать в состоянии загрязненности (тума)». Другой сказал: «Виноград собирают в чистоте (теора), маслины можно собирать в нечистоте (ло-теора)». Оба сказали одно и то же. Вся разница — в единственном слове. Второй ученик заменил понятие, имеющее отрицательный оттенок, на отрицательную форму слова с положительным оттенком. Про этого ученика Илель сказал: из него выйдет великий учитель. Так и произошло.

Речь человека свидетельствует о нем не меньше, чем дела. Мы не говорим о правдивости слов, мы говорим о красоте языка. Достаточно послушать, какие слова и выражения употребляет ваш собеседник, чтобы иметь о нем четкое представление. У некоторых народов считается, что «ругань на воротах не виснет». Евреи заявляют: виснет! Еще как виснет. Свидетельствуя о том, что здесь, за этими воротами живет человек с нечистой речью. А значит, и сам человек — НЕ ЧИСТ в духовном смысле этого слова. Встречаем мы иногда интеллигентов, позволяющих себе слова и выражения, заимствованные из простонародной речи неграмотного люда стран исхода. Встречаем и израильтян, бравирующих знанием «ненормативной лексики» арабского происхождения. Они не ругаются — они просто разговаривают. Тора, безусловно, осуждает такую практику ведения разговора. За каждым словом скрыт смысл. Нельзя оскорблять в себе Б-жественный образ, внесенный в нас Создателем. Важно помнить, что достойные люди стараются не произносить без острой нужды недостойных слов.


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.